Обучение инвалидов пользованию средствами ухода

Обучение инвалида (если нужно – членов его семьи) навыкам пользования техническими средствами реабилитации

В отделении социальной реабилитации должны быть помещения, оснащенные техническими средствами реабилитации, так называемый “жилой модуль”, содержащий прихожую, жилую комнату, спальню, кухню, туалетную комнату с ванной, комнату средств передвижения.

Прихожая должна быть оборудована мебелью и вешалками, доступными для инвалида, пользующегося креслом-коляской, различными приспособлениями для одевания и раздевания (рожками для обуви и приспособлениями для снимания ботинок, держателями одежды, крюками для одевания и раздевания и др.)

Жилая комната должна иметь домашние принадлежности и приспособления для дома и домашнего хозяйства (стол, функциональные кресла, в том числе кресла для больных с заболеваниями суставов; кресла и сиденья со специальным механизмом, помогающим вставать с кресла или садиться в кресло, в том числе “катапультные” кресла и сиденья; кресла-шезлонги и кресло-диваны; специальную мебель для сиденья; упоры (подставки) для ног и опоры стопы, культи; чертежные и рисовальные столы), а также в ней может быть оборудован уголок для работы на компьютере (стол для компьютера, компьютер с периферией, в том числе вводные и выходные блоки и принадлежности компьютеров, пишущих машинок и калькуляторов, например, блоки распознавания речи, специальные клавиатуры и системы управления для инвалидов с поражением опорно-двигательной системы; принтеры больших знаков или шрифта Брайля; приспособления для перекладывания бумаги, держатели рукописи; опоры предплечья, специальное программное обеспечение и др.).

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сказать, что уголок может быть оборудован двумя вариантами рабочего места на компьютере – для инвалида с патологией зрения и с патологией опорно-двигательного аппарата.

В жилой комнате могут быть представлены: телевизор с увеличенным изображением, аппараты для записи и воспроизведения (“говорящая книга”), телефон с Брайлевским вводом и выходом и др.

Читайте также:  Уход за дорогими поверхностями

Также может быть представлена сурдотехника: телевизор с декодером телетекста, с системой скрытого субтитрирования телевизионных программ, громкоговорящие телефоны, телефоны с текстовым вводом и выходом данных и др.

В жилой комнате должно быть оборудовано “учебное” рабочее место для инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата, отвечающее требованиям эргономики, письменный стол с изменяющейся поверхностью с комплектом приспособлений для чтения и письма; регулируемый стул; вспомогательные средства для рисования и почерка (ручки, карандаши, кисточки, устройства для письма, устройства для переворачивания листов, подставки для книг и держалки для книг и др.). Для слабовидящих и слепых должны быть представлены сигнатурные направляющие устройства и сигнатурные штампы, рамки для письма, приборы для письма по Брайлю, калькуляторы с крупной печатью, голосовым выводом, тактильные средства для математики, счетные доски и др.

В жилой комнате должны быть продемонстрированы специальные открыватели и закрыватели дверей, окон, занавесок, жалюзи; специальные замки, дверные сигнализаторы для предупреждения слепых о наличии открытой двери и др.

Дизайн жилой комнаты, расположение в ней мебели и предметов должны соответствовать принципам эстетики и эргономики, наглядно демонстрируя доступность жилья для инвалида.

Спальня должна быть меблирована функциональной кроватью, кроватным подъемником, кроватным и прикроватным столом, кроватными поручнями и поручнями для самоподнимания, веревочными лестницами, колесами и ремнями для подъема инвалида, кресло-коляской с санитарно-техническим оснащением, подкладным судном, противопролежневым матрасом, покрывалом, подушкой.

В спальне могут демонстрироваться средства для одевания и раздевания (вспомогательные средства для одевания носков и колготок, держатели одежды и др.).

Кухня должна быть оснащена кухонной мебелью, доступной для инвалида на кресло-коляске. На кухне должны быть:

— вспомогательные средства для приготовления пищи и напитков (средства для взвешивания и измерения, резки, рубки, чистки продуктов, бытовые электрические машины, средства для варки и жарки);

— вспомогательные средства для ведения домашнего хозяйства (совки, щетки, губки, пылесосы, вакуумные очистители, половые швабры и др.);

— вспомогательные средства для открывания бутылок, банок, для захвата и удержания, держатели щеток, “хваталки”;

— вспомогательные средства для помощи при еде и питье (термосы, дозаторы сахара, специальные ножевые изделия, специальные кружки и стаканы, чашки и блюдца, подносы для бутербродов, нажимные резаки и др.).

В туалетной комнате должны быть:

— вспомогательные средства для отправления естественных надобностей (кресло-стульчаки с колесиками, туалетные сиденья-возвышенья с откидными или фиксирующими приспособлениями, самоподнимающиеся туалетные сиденья, туалетные подлокотники и спинки, короба-дозаторы туалетной бумаги и др.);

— вспомогательные средства для умывания, купания, принятия душа (кресла и табуреты для душа, противоскользящие маты для ванны, душевые маты; мочалки, губки и щетки с рукояткой, мыльные дозаторы, средства для обсыхания тела и др.);

— специальные сиденья для ванны;

— специальная раковина и регулируемое зеркало, которыми может пользоваться инвалид на кресло-коляске и др.

В отдельной комнате должны быть представлены технические средства для передвижения:

— трости для ходьбы, в т.ч. белые трости для слепых;

— трости трехопорные (триподы), четырехопорные (квадриподы), пятиопорные;

— костыли (локтевые, с опорой на предплечья, подмышечные);

— прогулочные, комнатные кресло-коляски, кресло-коляски с электроприводом;

— приспособления для кресло-колясок и др.

В том случае, когда отделение социальной реабилитации является специализированным (для инвалидов по зрению или слуху), жилой модуль должен иметь более широкий спектр тифло- или сурдосредств.

Весь жилой модуль должен быть действующим, в нем должно проводиться информирование и консультирование по техническим средствам реабилитации, их подбор, обучение пользованию. В зависимости от сложности нарушенных функций и имеющихся ограничений жизнедеятельности для обеспечения инвалида техническим средством требуется от 1 –2 до 10 и более посещений. Обучение инвалида предусматривает, что специалист по социальной работе и социальный работник разъясняют и показывают приемы пользования техническим средством, помогают инвалиду в его тренировке, отработке навыков и умений. Техник по техническим средствам помогает инвалиду в освоении сложных технических средств и осуществляет их подгонку к потребностям инвалида, а в случае необходимости – и мелкий ремонт.

Источник

Справочное пособие по соответствию мероприятий социальной реабилитации или абилитации

Министерство социальной политики Свердловской области

ГАУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными

возможностями «Талисман» города Екатеринбурга»

ГАУ «Областной центр реабилитации инвалидов»

Справочное пособие

по соответствию мероприятий социальной реабилитации или абилитации, указанных в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида (ребенка-инвалида),

социальным услугам, предоставляемым поставщиками социальных услуг в Свердловской области

2.Таблица соответствия мероприятий, указанных в ИПРА, наименованию социальных услуг согласно стандартам социальных услуг, утвержденных приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 11.08.15 № 482 «Об утверждении стандартов социальных услуг в новой редакции».

В связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов были внесены изменения в отдельные законодательные акты по вопросам их соцзащиты. В частности, было введено понятие абилитации инвалидов как системы и процесса формирования отсутствующих у них способностей к образовательной, профессиональной, бытовой, общественной и иной деятельности.

В связи с этим обновлен порядок, в соответствии с которым разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида). Программа разрабатывается Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы по регионам и их филиалами на основе комплексной оценки ограничений жизнедеятельности и реабилитационного потенциала инвалида (ребенка-инвалида).

Порядок разработки и реализации ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) утверждён Приказом Минтруда России от 31 июля 2015 г. N 528н «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»

Изменена последовательность реализации программы. ФГУ медико-социальной экспертизы направляет выписку из программы исполнителям реабилитационных или абилитационных мероприятий. Последними являются региональные органы исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности и отделения ФСС РФ по месту жительства инвалида.

После получения выписки региональные органы разрабатывают перечень мероприятий с указанием организаций-исполнителей и сроков выполнения.

Организации исполняют возложенные на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида мероприятия.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм предоставляют информацию об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.

Порядок о предоставления информации об исполнении программы реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида установлен Приказом Минтруда России от 15.10.2015 N 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы».

Данные документы предусматривают механизмы обратной связи в целях динамического наблюдения за проводимыми мероприятиями во всех сферах деятельности (социальная защита, здравоохранение, образование и т.д.) в отношении инвалидов.

Подобные механизмы взаимодействия раньше отсутствовали, в связи с этим в настоящее время возникла потребность внедрения и реализации этих механизмов на практике. С целью выстраивания данной работы в сфере социальной защиты населения включения мероприятий предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида в индивидуальную программу получателей социальных услуг разработано данное справочное пособие.

Наименование мероприятия

(в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.10.2015 № 723н(приложение № 1))

социальных услуг

обслуживания

Наименование и состав социальной услуги (в соответствии со стандартами, утвержденными приказом МСПСО от 11.08.15 № 482)

Объем и сроки предоставления социальной услуги

Социально-средовая реабилитация и абилитация*

Информирование и консультирование по вопросам социально — средовой реабилитации

1.8. Содействие в восстановлении способностей к бытовой, социальной и профессионально-трудовой деятельности

— Обсуждение с клиентом его проблем, связанных с нарушением способностей к бытовой, социальной и профессионально-трудовой деятельности, разработка рекомендаций по восстановлению способностей к бытовой, социальной и профессионально-трудовой деятельности

по мере возникновения потребности до двух раз в месяц

инвалиды (дети-инвалиды) с ПОДА, нарушениями слуха, зрения

Адаптационное обучение инвалидов и членов их семей пользованию техническими средствами реабилитации

стационарная, полустационарная, обслуживание на дому

7.1.Обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации

— Проведение индивидуального/группового занятия по обучению пользованием средствами ухода и техническими средствами реабилитации

по мере возникновения потребности

полустационарная, обслуживание на дому

2.10.Проведение занятий, обучающих здоровому образу жизни

— Проведение групповых/ индивидуальных занятий, обучающих здоровому образу жизни

до четырех раз в месяц (в каждой форме)

2.13. Содействие в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации

инвалиды (дети-инвалиды) с ПОДА, нарушениями слуха, зрения

2.14. Социальная услуга по временному обеспечению техническими средствами ухода, реабилитации и адаптации

— Социальная услуга по временному обеспечению техническими средствами ухода, реабилитации и адаптации

— Доставка технических средств ухода, реабилитации и адаптации получателю, имеющему ограничения в передвижении

по мере возникновения потребности

по мере возникновения потребности

2.12. Содействие в проведении реабилитационных мероприятий медицинского и социального характера, в том числе для инвалидов

— Осуществление посреднических действий между клиентом и организациями, осуществляющими проведение реабилитационных мероприятий медицинского и социального характера

— Сопровождение клиента в организации, осуществляющие проведение реабилитационных мероприятий медицинского и социального характера

по мере возникновения потребности

стационарная, полустационарная, обслуживание на дому

4.2. Обучение родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг

— Проведение индивидуального/группового занятия по обучению родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг

по мере возникновения потребности

стационарная, полустационарная, обслуживание на дому

7.3. Обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах

Проведение индивидуального/группового занятия по обучению навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах

по мере возникновения потребности до пяти раз в неделю

инвалиды (дети-инвалиды), частично утратившие способность к самообслуживанию

Социально-психологическая реабилитация и абилитация

Консультирование по вопросам социально-психологической реабилитации

Источник

Оцените статью
Сидераты