Картинки по самовольным уходам детей

презентация «Профилактика самовольных уходов ребёнка из дома»
презентация к уроку (9 класс)

Материал данной презентации может быть использовани при проведении родительского собрания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Профилактика кризисных ситуаций в подростковом периоде Подготовила: Шерешева Ю.В, уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса

Кризис — от греческого krineo , буквально означает «разделение дорог» Таким образом, слово «кризис» несёт в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка: — несчастная любовь; — ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя ); — травля ( буллинг )/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях; — тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание ); — разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй; — неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей). .

Одно из последствий кризисной ситуации – уход из дома. По статистике, основной возраст уходов детей и подростков из семьи — 10-17 лет. Дети уходят не только из неблагополучных семей. Как показывает практика, около 70 процентов – это дети, воспитывающ иеся в относительно благополучных семьях. Они уходят из дома в поисках приключений, в знак протеста против чрезмерной опеки родителей или, наоборот, отвергнутости , ненужности, отсутствия эмоциональной связи с родителями, пытаясь тем самым привлечь их внимание.

Читайте также:  Задание уход за садом

Однако основную причину самовольного ухода ребенка на улицу нужно искать в семье. Дети не всегда могут объяснить причину побега или попросту стыдятся своего поступка. Подростки таким способом выпрашивают жалость к себе, привлекают внимание, при этом рассуждая: «Ищут, значит, я нужен им» Каждый отдельный случай самовольного ухода ребенка из дома индивидуален и зависит от множества причин: стиля воспитания, физического и психического здоровья ребенка.

Причины, которые могут заставить ребенка уйти из дома появление в доме отчима или мачехи; чрезмерная опека, вызывающая раздражение крупная ссора с родителями или постоянные «выяснения отношений»; агрессия со стороны кого-нибудь из членов семьи (физические наказания); безразличие взрослых к проблемам подростка; развод родителей;

основные проблемы детско-родительских отношений, определяемые как фактор риска уходов детей из семей Отвергающая позиция: родители воспринимают ребенка как «тяжелую обязанность», стремятся освободиться от этой «обузы», постоянно порицают и критикуют недостатки ребенка, не проявляют терпение. 2. Позиция уклонения: эта позиция свойственна родителям эмоционально холодным, равнодушным; контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность.

3. Позиция доминирования по отношению к детям: для этой позиции характерны: непреклонность, суровость взрослого по отношению к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социальной свободы, независимости. Ведущие методы этого семейного воспитания — дисциплина, режим, угрозы, наказания. .

Основные проблемы детско – родительских отношений, определяемые как фактор риска уходов детей из семьи. 4. Отвергающе — принуждающая позиция: родители приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с его индивидуальными особенностями. Взрослые предъявляют завышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный авторитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятельность. Отношение взрослых к детям носит оценивающий характер.

Профилактика самовольных уходов 1. Располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня. 2. Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22.00. 3. Обращать внимание на окружение ребенка, контактировать с его друзьями, знакомыми, знать их адреса и телефоны. 4. Планировать и организовывать досуг детей.

Профилактика самовольных уходов 5. Провести с несовершеннолетними беседы: — безопасность на дорогах; — безопасность в лесу, на воде, болотистой местности; — безопасность при террористических актах; — общение с незнакомыми людьми и т.д.

Профилактика самовольных уходов 6. При задержке ребенка более часа от назначенного времени возвращения: обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок; сообщить в администрацию школы; обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы МВД. 7. Если предпринятые меры не дали результатов, необходимо сделать письменное заявление в органы МВД, при этом иметь документ, удостоверяющий личность заявителя и несовершеннолетнего, фото ребенка, иметь при себе номера телефонов друзей и одноклассников несовершеннолетнего. 8. При обнаружении пропавшего ребенка сообщить администрации образовательного учреждения и в органы МВД о его возвращении.

Если ваш ребенок самовольно покинул дом, необходимо своевременно и грамотно организовать поиск ребенка Шаг первый: Вспомните все, о чем говорил ваш ребенок в последнее время. Зачастую наши дети нам говорят почти все, другое дело , слышим ли мы их. Соберите родственников , с которыми ваш ребенок общался в последнее время, обзвоните друзей и знакомых подростка . Проверить , велся ли дневник (в письменном или в электронном варианте). Шаг второй: Собрав информацию, так же проверьте, не взял ли ребенок из дома деньги, ценности , теплые вещи, документы.

. Продолжайте звонить ближайшим друзьям ребенка, акцентируя внимание на том, что вы очень его любите, волнуетесь, ждете его дома и совсем не сердитесь. Найдя своего сына или дочь, не нападайте на него сразу с расспросами. Но через некоторое время попытайтесь поговорить на тему побега, узнать, что послужило его причиной, постарайтесь понять своего ребенка и найти взаимопонимание с ним. Помните о том, что вы — не надсмотрщик на галерах, и вашей целью не должно быть тотальное навязывание ребенку своих взглядов на жиз нь .

Как ищут подростка ? Поиск начинается со звонка на телефон полиции. Ориентировка рассылается по всем отделениям полиции и постам ГИБДД города. К родителям выезжает экипаж для заполнения документов, разрешающих все необходимые мероприятия. Также полицейские созваниваются с волонтерами общественной организации «Поиск пропавших детей». С согласия родителей фото ребенка с описанием размещают на официальном сайте УМВД, на страницах официального сообщества волонтеров в социальных сетях и рассылают в СМИ. Волонтеры и полицейские встречаются в точке сбора — как правило это последнее место, где видели ребенка. Далее волонтеры вместе со следователем, ведущим дело, начинают собирать информацию и прочесывать местности. Параллельно ведется работа в интернете. В среднем собирается 4-6 экипажей волонтеров по 4-5 человек. Определяется каждому своя зона поиска и ответственности. Сотрудники полиции в первую очередь посещают последнее место нахождения ребенка и проверяют, не совершалось ли в отношении него преступление. Помимо всего прочего, подростка отслеживают по городским камерам наблюдения.

Куда можно обратиться за помощью в кризисных ситуациях ? Не забывайте, что в преодолении кризисных ситуаций, коснувшихся вас и вашего ребенка, вам всегда помогут специалисты. Чем раньше вы обратитесь за помощью к психологу или психиатру, тем больше шансов разрешить проблему ребенка и предотвратить его уход из дома. ∙ Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно) 8-800-2000-122. Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей.

Помните : то, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний. Спасибо за внимание!

Для достижения гармонии в Вашей семье и с Вашим ребенком мы предлагаем несколько простых советов: 1. Старайтесь ежедневно общаться с ребенком, узнавать новости из школы, его успехи и проблемы в учебе, интересоваться взаимоотношениями в классе. 2. Обращайте внимание на настроение ребенка, когда он пришел из школы. Стоит насторожиться, если он приходит поникшим и грустным. 3. Выслушайте своего ребенка, даже если Вы очень устали. Ведь именно Вы тот человек, от которого Ваши сын или дочь хотят услышать доброе слово и совет. 4. Уход из дома – это протест ребенка, его защитная реакция. А в некоторых случаях и манипулирование родителями. Задумайтесь, что же Вы сделали не так?

5. Уделяйте больше внимания Вашему чаду. Говорите с ним. Займитесь общим делом. Это сближает. 7. Узнайте, с кем дружит Ваш ребенок. Подружитесь с ними и Вы. Приглашайте в гости, разговаривайте с ними о делах в школе и за ее пределами. Организуйте занятость ребенка в свободное время: запишите его на кружки, секции. При этом, учитывая его желания. Если это будет против воли ребенка, то все ваши усилия будут тщетны. 8. Никогда не бейте своего ребенка. Вместо физического наказания используйте слова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтобы предупредить самовольные уходы детей из дома, родителям следует помнить о некоторых несложных действиях.

памятки и рекомендации родителям по профилактике самовольного ухода детей из дома.

советы родителям по профилактике конфликтов в семье — основной причины самовольных уходов детей из семьи.

« Профилактика правонарушений и девиантного поведения, самовольных уходов воспитанников детских домов и школ, интернатов».

Самовольный уход детей из дома, работа с родителями.

Программа по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из дома «Я в мире взрослых&quot.

Источник

«Когда для меня есть место в этом мире» (индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа по работе с семьями и детьми, совершающими самовольные уходы)

Пояснительная записка

Актуальность. Современная социально-экономическая ситуация, затянувшийся переходной период от социальных норм советского периода к другим нормам, адекватным рыночным отношениям, отсутствие четко выраженной национальной идеи сказывается на отношениях между людьми и особенно на межпоколенных отношениях. Дети, являясь субъектами этих отношений, сталкиваются с проблемами, которые приводят к дезадаптации и фрустрационным ситуациям.

В ходе взросления и адаптации в обществе несовершеннолетние сталкиваются с различными проблемами, среди которых одной из важнейших является самовольный уход. Эта проблема возникает, потому что несовершеннолетние часто не умеют критически осмыслить происходящее, поэтому ищут возможность ухода от реальных требований и объективных условий.

Под самовольным уходом понимается добровольное (тайное или явное) оставление дома или организации; безвестное отсутствие несовершеннолетнего в течение одного часа с момента установления факта его отсутствия, либо с момента наступления времени, оговоренного для возвращения.

В современных психологических теориях самовольный уход из дома рассматривается как один из способов защитного поведения. Это проявление поведенческой реакции на возникающее препятствие, на событие, субъективно рассматриваемое ребенком как непреодолимое, изменяющее жизнь. Чаще всего самовольный уход является следствием конфликта между привычной зависимостью от родителей, желанием обособления, сепарации.

Без веских серьезных причин ни один ребенок не уйдет из того места, где ему тепло и уютно (исключения составляют случаи патологических нарушений личности, но тогда этим ребенком должны заниматься психиатры, а не педагоги-психологи). Тем не менее, в стране наблюдается устойчивая тенденция к увеличению случаев самовольных уходов несовершеннолетних, как из семей, так и из специальных учебно-воспитательных учреждений.

Научная обоснованность. Проблема самовольных уходов несовершеннолетних рассматривается в разных подходах. В рамках педагогической теории и практики этим вопросом занимались Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, В.Н. Гуров, А.С. Макаренко, Ю.М. Кудрявцев, и др. Социологический аспект проблемы самовольных уходов несовершеннолетних исследовали Я.И. Гилинский, И.С. Кон, и др. С психологической точки зрения эту проблему рассматривали А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, С.А. Беличева, и др. В.В. Ковалев, А.Е. Личко, П.Д. Дмитриева, В.Д. Менделевич и др. занимались проблемой самовольных уходов несовершеннолетних с медико-психологической стороны.

Теоретической основой программы явились положения концепций и теорий отечественных и зарубежных школ: теория деятельности А.Н. Леонтьева, где личность рассматривается как совокупность общественных отношений, которые реализуются его деятельностью; концепция отношений В.Н. Мясищева, где отношения личности являются динамическим формированием, подверженные многочисленным социальным воздействиям; концепция Д.И. Фелыптейна, где личность рассматривается как результат сложного процесса его социального развития, а детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития.

Вид программы: коррекционно-развивающая.

Цель программы: коррекция деструктивного поведения подростка, склонного к самовольным уходам и коррекция детско-родительских отношений.

Задачи программы:

  • Осуществление диагностической работы с целью выявления деструктивного поведения подростка, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к ребёнку и гармонизации семейных отношений в целом.
  • Информационно-просветительская работа с целью профилактики деструктивного поведения подростка, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании.
  • Разработка индивидуальных коррекционных занятий, направленных на коррекцию деструктивного поведения подростка, склонного к самовольным уходам.
  • Осуществление комплексной коррекционной работы с семьей подростка в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами семьи и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
  • Консультации для родителей, направленные на предупреждение ситуаций самовольного ухода.

Адресат программы: подростки 12-15 лет, их родители. Данная программа может быть адаптирована для индивидуальной и групповой работы с подростками 12-15 лет, совершающими самовольные уходы из центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству.

Продолжительность программы составляет три календарных месяца и включает в себя следующие этапы:

  • Диагностика причин самовольных уходов несовершеннолетнего:

Диагностический блок для ребенка:

  • «Опросник для идентификации акцентуаций характера у подростков» (А.Е. Личко).
  • «Исследование уровня субъективного контроля» (Д.Роттер).
  • «Тест дифференцированной самооценки функционального состояния» (Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б.).
  • «Методика цветовых выборов» (М.Люшер).
  • «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Э.Матейчик и П.Ржичан, адаптация – Шафер).

Диагностический блок для родителя:

  • «Диагностика родительской тревожности» (А.М. Прихожан).
  • «Измерение родительских установок и реакций» (Е.С. Шеффер и Р.К. Белл, в адаптации – Т.В. Нещерет).
  • «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).
  • «Тест-опросник родительского отношения» (А.Я.Варга, В.В. Столин).
  • «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению». (К. Томас).
  • «Методика цветовых выборов» (М. Люшер).
  • Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, направленные на повышение самооценки подростка, развитие у него способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, повышение социально-психологической компетентности подростка и развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
  • Консультационные встречи с родителями, направленные на разбор возможных причин самовольных уходов ребенка и предупреждение повторных ситуаций.
  • Коррекционно-развивающие занятия в диаде «ребенок-родитель», направленные на коррекцию детско-родительских отношений.

Планируемые результаты реализации программы:

  • Уменьшение факторов риска, приводящих к самовольным уходам ребенка.
  • Формирование у подростка нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, себе как личности.
  • Восстановление взаимоотношений между членами семьи.
  • Предупреждение повторных ситуаций самовольного ухода.

Учебно-тематический план программы

Наименование блоков и тем

Всего часов

в том числе

теорети-
ческих

практи-
ческих

Диагностика причин самовольных уходов несовершеннолетнего

Диагностика подростка и родителей

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с подростком

Источник

Оцените статью
Сидераты