Как уволиться с военной службы по уходу за ребенком

Порядок увольнения с военной службы по семейным обстоятельствам

Законодательством Российской Федерации предусмотрены все причины увольнения из Вооружённых Сил. К ним относится расторжение контракта по относительным (решение об увольнении принимается руководящим составом с условием подтверждения) и абсолютным причинам — случаи, когда дальнейшее прохождение службы невозможно. Одним из наиболее обоснованных является увольнение по семейным обстоятельствам с военной службы.

Законодательство о расчёте военнослужащих

Все основания, в том числе и семейные обстоятельства, регулируются специальным законодательным актом — служебным регламентом № 53 от 28 марта 1998 года. Увольнение из армии по семейным обстоятельствам регламентирует статья 51 вышеупомянутого закона. Она гласит, что могут быть всевозможные причины расторжения контракта и увольнения. Основания расписаны в различных статьях Регламента.

Существует градация причин на абсолютные и относительные. Абсолютные причины указаны в части первой статьи 51 Регламента. Если имеет место хотя бы одна из них, то руководство обязано принять положительное решение об увольнении военнослужащего. Относительные причины, указанные во второй части той же статьи, имеют формулировку «может быть уволен». Иначе говоря, командир имеет право принять соответствующее решение по своему усмотрению, опираясь на сопутствующие обстоятельства и детали сложившейся ситуации. Повлиять на решение, к примеру, может качество выполняемых воинских обязанностей или основания подачи такого рапорта.

Читайте также:  Петуния черная уход в домашних условиях

В качестве примера: если военнослужащий принимал запрещённые препараты и понёс за это наказание, но при этом командир принял решение не увольнять его, нарушений нормы в плане обязательного увольнения не будет. Семейные обстоятельства — это относительная причина. Они предполагают возможность ухода с военной службы, но не обязывают командира безоговорочно отпустить военнослужащего. За руководством всё так же остаётся право либо уволить, либо отказать в увольнении. При этом солдату не возбраняется в случае отказа обратиться в суд за оспариванием принятого решения.

Солдаты-контрактники тоже могут подать рапорт об увольнении по создавшимся семейным причинам. При этом увольнение военнослужащего по семейным обстоятельствам может происходить по следующим основаниям:

  • состояние здоровья солдата не позволяет ему продолжить службу в той местности, где он сейчас находится;
  • переводу на другое место работы подвергся супруг или супруга военнослужащего;
  • появилась потребность в постоянном должном уходе за членом семьи;
  • необходим постоянный уход за несовершеннолетним членом семьи, воспитывающимся без матери или отца.

Все перечисленные обстоятельства объединяет одна суть — человек должен находиться в семье, что исключает дальнейшее прохождение воинской службы. Все пункты списка нуждаются в подробном рассмотрении.

Уважительность оснований

Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал определение уважительным причинам как обстоятельствам, объективно не позволяющим выполнять военнослужащему условия контракта в полном и необходимом объёме.

Именно поэтому от военнослужащего, пожелавшего уволиться в силу уважительных причин, требуется обосновать и доказать их подробным объяснением и приложением к рапорту всех необходимых документов. Вряд ли будет получен положительный ответ на краткий рапорт без подробного описания и доказательства обстоятельств, вынуждающих человека уволиться из рядов Вооружённых Сил.

В том случае, если дело дойдёт до суда, гарнизонный военный суд будет обращать особое внимание на изложение причин и оснований в заявлении.

К примеру, если в качестве основания выбрано неудовлетворительное состояние здоровья, то обязательным сопровождением рапорта являются полное медицинское освидетельствование и соответствующее заключение.

Причины подачи заявления

К относительным причинам увольнения с военной службы по семейным обстоятельствам относятся непереносимость по медицинским показателям местности, где военнослужащий проходит службу, перевод супруги/супруга в другую местность, уход за членом семьи и опекунство над несовершеннолетним (при отсутствии других опекунов).

Невозможность проживания в местности

В тех случаях, когда сам солдат или члены его семьи в силу медицинских противопоказаний не могут проживать там, где военнослужащий несёт службу, то его необходимо уволить. Безоговорочным основанием для увольнения в этом случае будут результаты медицинского освидетельствования военно-медицинской комиссии. Получить направление на комиссию можно у начальника штаба. Получив результаты обследований, военно-медицинская комиссия выносит заключение, выводы которого послужат основанием для расторжения военного контракта.

Перевод супруга в другое место

Для государства на первом месте всегда остаётся семья. Военнослужащие муж и жена имеют равные права по закону. Если одного из супругов готовят к переводу в другое место для дальнейшего прохождения службы, то в целях сохранения семьи второй супруг имеет право уволиться в связи с предстоящим переездом.

Увольняемый военнослужащий кроме рапорта обязан предоставить также документы, свидетельствующие о предстоящем переводе супруга:

  • выписку из приказа;
  • распоряжение о переводе в другое место.

Только изучив эти документы, руководство военного подразделения может принять решение об увольнении военнослужащего.

Уход за близким родственником

Уволиться со службы можно, если кому-то из родных нужен уход. В категорию близких родственников, нуждающихся в постоянном внимании и должной заботе, входят:

  1. Мать, отец, супруг.
  2. Родной брат или сестра.
  3. Дедушки и бабушки.
  4. Законный усыновитель.

Обязательным условием будет выступать подтверждённая необходимость постоянной заботы о родственнике. Для этого потребуется заключение МСЭК — медико-социальной экспертизы. Проводятся подобные комиссии только в федеральных медицинских учреждениях, что закреплено на законодательном уровне. Регулирует деятельность подобных комиссий Постановление Правительства от 20 февраля 2006 года № 95. Реализует деятельность в сфере медико-социальных экспертиз специальное бюро.

Направление на прохождение МСЭК выдаёт врач после прохождения полного осмотра узкими специалистами, проведения необходимых исследований и получения результатов анализов. Чаще всего рассматриваемая причина предполагает заботу о больном родителе, который получил инвалидную степень, подразумевающую невозможность самостоятельного ухода и удовлетворения элементарных потребностей. Этот факт, кстати, рассматривается как один из критериев при вынесении окончательного заключения комиссии.

Следующим обязательным условием для увольнения по этой причине является отсутствие других лиц, которые должны, согласно действующему законодательству, осуществлять должный уход за перечисленными категориями родственников.

В качестве примера: если необходим уход за одним из родителей, но есть другой ребёнок, который имеет возможность ухаживать за больным, то командир имеет право отклонить рапорт военнослужащего.

Подтвердить отсутствие других родственников, которые могут оказывать уход за родственником, можно с помощью справки о составе семьи. В этом документе указывается полное количество ближайших родственников.

Дополнительно к справке о составе семьи необходимо приложить справку об инвалидности второго родителя (если такая имеется), что также исключает возможность ухода с его стороны.

Присмотр за несовершеннолетним ребёнком

Реализовать увольнение по уходу за малолетним лицом можно при соблюдении двух условий: ребёнок должен быть не старше 18 лет и у него должны отсутствовать родственники, которые, согласно закону, могут выполнять обязанности попечителя или опекуна.

Это семейное обстоятельство касается неполных семей, в которых один из родителей воспитывает несовершеннолетнее дитя в одиночку. Дополнительно к рапорту об увольнении необходимо подать копию свидетельства о рождении ребёнка, документы, подтверждающие его родство с военнослужащим, а также другие документы, доказывающие отсутствие других лиц, обязанных и способных содержать ребёнка.

Особенности и стадии увольнения

Процесс ухода с воинской службы начинается с подачи соответствующего рапорта. Дисциплинарный устав гласит, что обращение военнослужащего подлежит рассмотрению в течение 30 дней. Месячному рассмотрению подлежит не только рапорт об увольнении, но и любое другое обращение солдата, рассматриваемое и решаемое командным составом. За командиром остаётся право отклонить рапорт и отказать в просьбе, причём без письменного объяснения и разъяснения причин отказа.

Чтобы получить мотивированный письменный ответ, необходимо указать об этом в тексте самого рапорта. После того как заявление рассмотрено командным составом, проводится беседа с военнослужащим. Чаще всего это делают сотрудники кадрового отдела или заместитель командира по воспитательной работе. Но иногда побеседовать с солдатом может и сам командир — всё зависит от ситуации. Беседа раскрывает причины, явившиеся основанием подачи рапорта. В результате регистрируется лист беседы, в котором указаны выясненные обстоятельства и детали.

Следующей стадией является создание аттестационной комиссии. В неё обязательно входит командир или его первый заместитель, командиры подразделений, сотрудники юридического отдела (если он имеется в воинской части). Комиссия изучает поданный рапорт и другие предоставленные бумаги. Членами комиссии решается вопрос, достаточно ли оснований для увольнения, выполнены ли все необходимые требования. При положительном исходе рассмотрения документы отправляются в кадровый отдел для подготовки приказа об увольнении.

Правильное оформление и подача рапорта

Рапорт оформляется обязательно в письменной форме в двух экземплярах. Один из них регистрируется и остаётся у командира, на втором секретарь ставит отметку о дате принятии и данные того, кто принял документ. Рапорту присваивается входящий номер. Если помимо рапорта подаются другие документы, тогда их перечень необходимо указать в конце текста в виде приложения.

Увы, но иногда случается так, что в принятии рапорта военнослужащему отказывают. Это совершенно незаконно, но есть способ преодолеть такое препятствие. Для этого нужно отправить пакет документов с помощью почты на адрес воинской части. Оформить письмо необходимо как ценное отправление с обязательной описью вложений и извещением о вручении отправления.

При условии, что оснований на подачу рапорта несколько, военнослужащий сам выбирает одно из них, руководствуясь своими мотивами. При этом необходимо помнить, что основание действительно лишь тогда, когда оно заверено должным образом документально.

Подавать рапорт нужно на имя командира воинской части, подробно изложив все причины, которые исключают дальнейшую службу. Рапорт будет рассмотрен в течение месяца. Если потребуется дополнительная проверка документов, то общий срок продлевается ещё на один месяц, при этом о продлении сроков рассмотрения в письменном виде уведомляют военнослужащего.

Выдача документов и денежной компенсации

При увольнении военнослужащему полагается ряд обязательных выплат. Размеры компенсаций, как и в органах МВД, зависят от размера выслуги. До двадцати лет выслуги — выплачиваются два оклада, свыше двадцати лет — семь месячных зарплат. Чем выше оклад, тем, соответственно, больше объём выплаты. Уволенному военнослужащему предоставляется выписка из приказа, остальные бумаги остаются в личном деле.

Дело будет храниться в военкомате. Комиссариат поставит бывшего военнослужащего на учёт и ему выдадут военный билет.

Источник

Когда военнослужащий вправе досрочно уволиться в связи с уходом за ребенком, которого он воспитывает сам?

27 мая Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 26-П по жалобе сотрудницы ФСБ России на абз. 5 подп. «в» п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе, согласно которому военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение по семейным обстоятельствам (в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка).

Повод для обращения в КС

В декабре 2018 г. прапорщик Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области Олеся Селина подала рапорт об увольнении с военной службы в связи с необходимостью ухода за ребенком. В качестве причины увольнения женщина указала, что ее бывший супруг теперь проживает в другом населенном пункте, а она не может совмещать службу с воспитанием часто болеющей малолетней дочери.

Аттестационная комиссия сочла такие причины обращения неуважительными и отказала в подаче ходатайства на имя руководства о досрочном увольнении сотрудницы. Впоследствии начальник Пограничного управления также отказал женщине в таком увольнении.

Олеся Селина обжаловала отказ работодателя в военном гарнизонном суде, отказавшем в удовлетворении ее требований. В своем решении суд указал, что при разводе родителей место жительства ребенка не было определено, а представленные заявительницей медицинские документы не доказывают потребность девочки в постоянном материнском уходе. Таким образом, суд не признал за заявительницей безусловного права на увольнение с военной службы на основании абз. 5 подп. «в» п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе, поэтому у командования не возникло обязанности прекратить с ней служебные отношения.

В дальнейшем апелляция поддержала решение первой инстанции. При этом вторая инстанция добавила, что увольнение военнослужащего по такому основанию возможно только в случае, если второй родитель не выполняет своих обязанностей по отношению к ребенку. В рассматриваемом же случае такое обстоятельство констатировать нельзя, поскольку бывший муж женщины не лишен родительских прав и периодически навещает дочь, а мать истца живет по соседству и ухаживает за внучкой.

Впоследствии Верховный Суд отказался рассматривать жалобу заявительницы под предлогом того, что совместное проживание матери с ее болезненным ребенком не может свидетельствовать о необходимости ее увольнения с военной службы по указанному ею правовому основанию, поскольку на нее в полной мере распространяются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством РФ.

Выводы Конституционного Суда

В своей жалобе в Конституционный Суд Олеся Селина указала, что спорное законоположение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не предполагает прекращения военно-служебных отношений по предусмотренному им основанию в том случае, если отец ребенка не лишен родительских прав.

После изучения материалов дела КС РФ напомнил, что проходящие военную службу лица обладают некоторыми ограничениями в правах и свободах человека и гражданина (например, в праве на досрочное увольнение по собственному желанию). Такое правовое регулирование обусловлено правовой природой военной службы и ее специфическим назначением.

В связи с этим п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе допускает досрочное увольнение с военной службы при наличии определенных обстоятельств, в число которых также входит необходимость ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка. «Таким образом, военнослужащий, воспитывающий ребенка, не лишен возможности увольнения с военной службы как при наличии обстоятельств, предусмотренных п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе, так и при их отсутствии, если есть уважительные причины, препятствующие прохождению военной службы», – отмечено в постановлении.

КС указал, что, предусматривая возможность увольнения с военной службы досрочно для военнослужащих, воспитывающих несовершеннолетних детей без матери (отца), оспариваемая норма вместе с тем не устанавливает критериев, на основании которых выделяется данная категория военнослужащих, и не содержит перечня лиц, к ней относящихся. Исходя их смысла законодательства и разъяснений Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2014 г. № 8, к лицам, воспитывающим ребенка без матери (отца), можно отнести тех, кто самостоятельно воспитывает ребенка, если другой родитель умер, безвестно отсутствует, признан недееспособным (ограниченно дееспособным), лишен родительских прав или ограничен в них, долгое время проходит лечение в медицинской организации, отбывает наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов либо отказался взять своего ребенка из оказывающей социальные услуги, медицинской, образовательной или аналогичной организации. В силу отсутствия исчерпывающего перечня обстоятельств, свидетельствующих о воспитании ребенка без участия второго родителя, на практике допускается учет разнообразных факторов, препятствующих родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним.

Соответственно, отметил КС, при рассмотрении таких дел суды должны принимать во внимание весь комплекс конкретных обстоятельств (включая оценку состояния здоровья ребенка и зависящую от такой оценки возможность посещения им дошкольной образовательной организации, наличие или отсутствие причин, препятствующих второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним). Иное бы противоречило конституционным требованиям защиты семьи, материнства, отцовства и детства, их государственной поддержке и конституционным принципам социального государства, а также нарушало бы баланс публичных и частных интересов. В связи с этим КС РФ счел, что спорная норма соответствует российской Конституции, но распорядился о пересмотре судебного дела заявительницы при отсутствии для этого иных препятствий.

Эксперты «АГ» прокомментировали выводы Суда

Адвокат АП Новгородской области Константин Маркин полагает, что в рассматриваемом деле Конституционный Суд не ответил на поставленный перед ним вопрос. «Фактически КС пришел к выводу, что в ситуации заявителя некоторые вопросы личной и семейной жизни (к которым относятся вопросы ухода за ребенком, его воспитания) военнослужащий не может решать самостоятельно, как не могут это делать и члены его семьи, в том числе бывшие. Эти вопросы должны решать коллегиально другие военнослужащие на заседании аттестационной комиссии. Полагаю, что выводы Конституционного Суда ошибочны и в данном деле имеет место нарушение ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также и нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод», – отметил адвокат.

Константин Маркин полагает, что в рассматриваемом случае можно говорить о нарушении прав не только Олеси Селиной, но и ее несовершеннолетней дочери, а также бывшего мужа и других родственников. «Ведь с учетом состоявшихся по делу решений судов на бывшего мужа (проживающего в другом населенном пункте и живущего отдельной семьей) и, что совсем удивительно, на мать заявительницы фактически возлагается обязанность проживания с ребенком и ухода за ним, причем без учета их мнения. Полагаю, что в данном деле можно говорить и об определенном виде дискриминации. Так, женщины-военнослужащие, которые не живут совместно с отцами своих детей по причине развода, оказываются в худшем положении, чем женщины-военнослужащие, которые не живут с отцами своих детей по другим причинам», – подчеркнул адвокат.

Он добавил, что Суд не проанализировал, как может отразиться на обороноспособности страны и интересах государства реализация права на увольнение той категории военнослужащих, к которой относится заявительница. «С учетом этого постановления КС количество решений судов, где будет признан законным отказ командования в реализации права на досрочное увольнение женщины (мужчины), воспитывающей ребенка самостоятельно после развода с супругом, к сожалению, только увеличится», – отметил эксперт. Константин Маркин добавил, что, по имеющейся информации, Олеся Селина уже подала жалобу в ЕСПЧ и у нее имеются хорошие перспективы.

Адвокат АП г. Санкт-Петербурга Александр Передрук убежден, что отказ в досрочном увольнении с военной службы по контракту представляет собой не что иное, как ограничение конституционного права на уважение семейной жизни. «В рассматриваемом постановлении Конституционный Суд обратил внимание на необходимость установления баланса интересов и пропорциональности ограничения этого права в ситуации, когда военнослужащий мотивирует просьбу об увольнении необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка», – отметил он.

По мнению эксперта, с позицией Суда трудно не согласиться, так как он ориентирует суды на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств дела, имеющих значение для установления баланса интересов частного лица (конкретного военнослужащего) и публичного интереса. «КС подчеркнул, что при принятии решений правоприменительные органы не должны исходить из наличия лишь формальных оснований (таких как, например, лишение второго родителя ребенка родительских прав), а должны оценивать реальную возможность второго родителя участвовать в уходе за ребенком и его воспитании, а также состояние здоровья последнего, возможность посещения им дошкольной образовательной организации. Остается надеяться, что к этой правовой позиции прислушаются остальные суды», – резюмировал Александр Передрук.

Источник

Оцените статью
Сидераты