Национальный проект «Демография» включает в себя пять федеральных проектов, один и которых – «Старшее поколение», предполагающий создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
Долговременный уход — комплексная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов, включающая социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной формах, с привлечением патронажной службы и сиделок, а также семейный уход.
Цель долговременного ухода — обеспечение каждого человека, не полностью справляющегося с самостоятельным уходом, системой поддержки самого высокого качества жизни с максимально возможным уровнем независимости, автономии, участия в деятельности, самореализации и человеческого достоинства.
Основные задачи:
— организация межведомственного взаимодействия медицинских организаций и организаций социального обслуживания, включая объединение клиентских баз и передачу необходимой информации о состоянии гражданина его родственникам и организациям социальной сферы;
— развитие и поддержка семейного (родственного) ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами (школы родственного ухода, прокат технических средств реабилитации и т.д.);
— информирование населения о системе долговременного ухода.
В систему долговременного ухода входят следующие виды деятельности:
— предоставление социальных услуг и проведение мероприятий по социальному сопровождению (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам);
— предоставление медицинских услуг, в том числе мероприятий по гериатрической и паллиативной помощи, а также мероприятий по медицинской реабилитации;
— создание условий для предоставления мер социальной поддержки, определение реабилитации или абилитации граждан, в том числе составление индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и предоставление технических средств реабилитации;
— поддержка родственного ухода;
— предоставление иных услуг и мероприятий, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Целью данных видов деятельности СДУ является обеспечение взаимодействия пожилого человека или инвалида с органами и организациями, вовлеченными в СДУ, после его однократного обращения в одну из этих организаций, без постоянного взаимодействия этого человека с каждой из организаций (по принципу «одного окна»).
— граждане с психическими расстройствами, включая больных деменцией;
— маломобильные пациенты (необратимо и обратимо как результат успешной реабилитации);
— родственники, осуществляющие уход;
— граждане, оказывающие надомную помощь нуждающимся.
Система не имеет возрастных ограничений и относится ко всем людям, имеющим те или иные функциональные нарушения, ограничивающие возможности самостоятельного ухода.
Структура системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами
В процессе функционирования СДУ человек получает помощь и услуги в соответствии с индивидуальными объективными потребностями, а участники СДУ непрерывно отслеживают актуальные потребности и состояние человека.
Работа СДУ состоит из четырех этапов:
— долговременный уход.
С целью внедрения системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в Красноярском крае утвержден план мероприятий «дорожная карта». Приказом министерства социальной политики Красноярского края №515-ОД от 19.06.2020г определены пилотные учреждения социального обслуживания, расположенные на территории Красноярского края, которые участвуют в реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода.
В 2020 году пилотными площадками по внедрению долговременного ухода являются 20 учреждений социального обслуживания края.
Тип файла
Название документа
Ссылка
Приказ № 515-ОД от 19.06.2020 «Об утверждении Перечня учреждений социального обслуживания»
Скачать
Приказ №514-ОД от 19.06.2020 «О создании рабочей группы по внедрению системы долговременного ухода»
Скачать
Приказ министерства социальной политики Красноярского края и министерства здравоохранения Красноярского края № 41-ОД/69-орг от 27.01.2021 «Мероприятия по организации обмена информацией об инвалидах и гражданах с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания
Результаты мониторингового исследования по оценке инфраструктуры учреждений социального обслуживания для оказания услуг долговременного ухода и типизации граждан пожилого возраста и инвалидов
Примерное Положение о Школе родственного ухода
Примерное Положение о пункте проката учреждения социального обслуживания
Источник
Система долговременного ухода: что нужно знать о нововведениях
Система долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами начнет действовать на территории всей страны уже в январе 2022 года. Рассказываем о ее особенностях и о том, как соцработникам подготовиться к нововведениям.
Что такое система долговременного ухода
Это программа, созданная для поддержки пожилых людей и инвалидов — тех, кто полностью или частично утратил способность обслуживать себя самостоятельно. 24 региона на сегодняшний день уже реализуют программу в рамках пилотного проекта.
Система затрагивает сразу несколько направлений:
соцобслуживание и медицинская помощь на дому,
уход в условиях стационара с привлечением сиделок и патронажных сестер.
Программа призвана обеспечить инвалидам и людям старшего поколения достойное качество жизни, дать им возможность жить автономно и независимо.
Работает все следующим образом: бригада медицинских и соцработников оценивает, насколько человек нуждается в помощи и в какой именно; назначенный куратор сопровождает нуждающегося и следит за тем, как ему оказывают помощь.
Всего разработчики выделили три целевые группы нуждающихся пожилых, инвалидов и неизлечимо больных, а также планируется поддержка людей, которые ухаживают за родными.
Система долговременного ухода заменит стационары для пожилых людей или инвалидов — теперь помощь им будет оказываться в полной мере на дому. Глобальная задача программы — вернуть (насколько это возможно) людей в социум и к привычному образу жизни. Это и реабилитация, и абилитация, и социализация, и активизация — весь спектр социальных работ.
Кроме того, для родственников, которые ухаживают за своими старшими близкими или людьми с инвалидностью, будут проводиться специальные курсы. На групповых и индивидуальных занятиях специалисты будут рассказывать о гигиене маломобильных людей, о коммуникации с ними, об организации пространства в доме, об уходе за больными с деменцией. При необходимости соцработники будут проводить консультации на дому.
Как внедрение системы отразится на соцработниках
Система долговременного ухода должна дополнить существующую систему соцобслуживания. Особенность нового формата в том, что теперь помощь будет ориентирована на конкретного человека и его потребности. Под каждого подопечного специалисты соцслужбы будут создавать индивидуальный пакет услуг и пересматривать его состав ежегодно.
Также ключевое отличие новой программы — в поиске нуждающихся в поддержке людей. Так, если раньше человек сам или через родственников должен был заявить о том, что ему нужна помощь соцработника, то теперь сотрудники соцслужбы должны выявлять нуждающихся людей сами. Участковые терапевты, врачи в стационарах, соседи, знакомые могут обратиться в соцслужбу и рассказать об одиноком пожилом человеке. После этого специалисты займутся диагностикой и примут решение, подходит ли человеку эта программа.
Пока планируется, что уход будет предоставлен всем нуждающимся в необходимом объеме — от четырех часов в день.
Современному соцработнику нужно будет активно использовать в работе информационные технологии и хорошо разбираться в нормативно-правовой системе долговременного ухода. Поскольку нагрузка на соцслужбы существенно увеличится, для реализации системы в социальной сфере будут создаваться новые рабочие места, а соцработникам нужно будет пройти курсы повышения квалификации.
Как подготовиться к переменам: отучиться в АБиУС
Чтобы соответствовать требованиям профстандарта и подключиться к системе долговременного ухода, соцработнику необходимо пройти обучение. Программа АБиУС рассчитана как на соцработников, так и на руководителей подразделений соцслужб, которым также придется адаптироваться к нововведениям.
Обучение в Академии проходит дистанционно и длится 2 недели (72 часа). Слушатели могут самостоятельно изучать материалы курса в любое удобное время, а после аттестации они получат удостоверение о повышении квалификации государственного образца.
На курсе соцработникам расскажут о современной ситуации в сфере правовой защиты пожилых людей и инвалидов, о стандартах долговременного ухода, а также покажут опыт внедрения системы долговременного ухода в пилотных регионах.
Система долговременного ухода позволяет постепенно уходить от устаревшей системы, когда соцработник приходит к подопечному пару раз в неделю или когда нуждающиеся в помощи люди не получают должной помощи. Программа позволит перейти к новой современной системе, индивидуальной для каждого и полностью отвечающей всем нуждам подопечного: от качественной медицинской помощи до общения и социализации.
Источник
Результаты поиска
Система долговременного ухода
Система долговременного ухода — это комплексная программа поддержки людей, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию. В рамках программы гражданам пожилого возраста и инвалидам оказываются социальные услуги и медицинская помощь в стационарной или полустационарной форме, а также на дому — с привлечением сиделок.
О необходимости создания такой системы говорилось в поручениях президента РФ, данных в 2017 году по итогам встречи с представителями социально ориентированных НКО, благотворительных организаций и волонтеров. На этой встрече о необходимости развития системы долговременной помощи заявила директор БФ «Старость в радость» Елизавета Олескина.
В 2018 году создание системы долговременного ухода стало частью Национального проекта «Демография». Проект реализуется тремя сторонами – БФ «Старость в радость», министерством труда и социальной защиты населения РФ, Агентством стратегических инициатив.
Целевая группа проекта – люди, имеющие дефицит самообслуживания и нуждающиеся в уходе, их родственники, а также специалисты по уходу.
В число пилотных регионов вошли Новгородская, Костромская, Тульская, Псковская, Волгоградская и Рязанская области. Доля пожилых людей в них составляет почти треть населения. В каждом из этих регионов для пилотного проекта были выбраны по два муниципальных образования, соответственно, по два центра социального обслуживания, два дома престарелых, два психо-неврологических интерната, больница и поликлиника.
Как работает система долговременного ухода
«Работа системы состоит из трех этапов: выявление, типизация и организация компенсации основных функциональных дефицитов человека», — сказал Александр Шкребело, руководитель проектного офиса БФ «Старость в радость».
Выявление – это поиск людей, которые раньше не попадали в поле зрения органов социальной защиты. Для этого данные о людях с функциональными нарушениями должны передаваться из больниц и поликлиник в центры социального обслуживания.
«Как только у человека меняется функциональный статус, то есть его фактическое состояние, органы социальной защиты должны сразу же менять программу ухода», — подчеркнул Александр Шкребело.
В пилотных регионах для поиска людей, нуждающихся в помощи, проводились также подворовые обходы, сообщила Елизавета Олескина.
Типизация – это разработка оптимальной программы помощи, необходимой каждому конкретному человеку. Ее регламент создавался совместно с Российским геронтологическим научно-клиническим центром.
Был подготовлен бланк анкеты, позволяющей оценить, в какой помощи нуждается конкретный человек. В пилотных регионах с использованием этой анкеты были опрошены более 20 тысяч пожилых людей и людей с инвалидностью.
Программа компенсации дефицитов состоит из двух компонентов: социального и медицинского.
Социальный компонент — это конкретные сервисы: социальные работники для ухода за пожилыми людьми и инвалидами на дому, центры дневного пребывания, школы ухода для родственников, пункты проката ТСР и т. п.
«Центры дневного пребывания есть во многих регионах. Но не везде есть специализация для работы с людьми с когнитивными нарушениями или с маломобильными гражданами», — отметил Александр Шкребело.
Между тем для родственников человека с деменцией — большое облегчение знать, чем занимается днем их близкий, добавила Елизавета Олескина.
В школах ухода родственники не только получают полезные знания, но и объединяются, создают сообщества, где могут обмениваться опытом и поддерживать друг друга.
Медицинский компонент – это гериатрическая служба, паллиативная служба, система реабилитации, а также патронаж.
«По факту, мы настраиваем те элементы системы, которые уже существуют, вокруг человека. Самый сложный процесс — все это скоординировать», — отметила Елизавета Олескина.
«Без частных инвестиций задачу не решить»
В цифрах реализация проекта выглядит так. В Костромской области, например, до ее начала было четыре гериатрических койки, один гериатрический кабинет, три врача-гериатра. Сейчас в регионе тридцать гериатрических коек, два гериатрических кабинета, десять врачей гериатров. В Заволжском доме-интернате раньше на одного специалиста по уходу приходилось двадцать постояльцев, сейчас — восемь.
Один из самых важных показателей работы проекта — это подготовка сотрудников, считает Александр Шкребело. «В регионах было обучено 1225 человек – это за полгода. Это большие учебные циклы, по 7-8 рабочих дней», — подчеркнул он.
В повышении квалификации специалистов по уходу важную роль сыграл БФ Елены и Геннадия Тимченко. В частности, он организовал несколько выездов российских специалистов за рубеж, чтобы показать, как работает система долговременного ухода в Чехии, Германии и Израиле.
Объем затрат, необходимых для создания системы долговременного ухода в масштабах всей страны, пока неясен. «Может быть, следует задействовать механизм социального страхования долговременного ухода», — сказала Елизавета Олескина.
«Перед нами стоят амбициозные задачи в национальных и федеральных проектах, в них должны быть вложены серьезные средства. Но поставлена и другая задача — привлекать туда внебюджетные средства. Что касается тех задач, о которых мы сегодня говорим, без привлечения частных инвестиций, без сотрудничества с некоммерческими организациями эти задачи не решить», — сказала председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова.
В следующем году планируется определить себестоимость системы долговременного ухода и наладить контроль качества услуг, которые предоставляются в ее рамках.
В 2019 году количество пилотных регионов увеличится до двенадцати. А к 2024 году, по словам вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, к система долговременного ухода должна быть внедрена повсеместно. В 2018 году на реализацию пилотных проектов было выделено 100 млн руб., сообщила она. «Но уже начиная с 2020 г. мы планируем предусматривать существенно большие средства — это 2,1 млрд руб», — добавила вице-премьер.
«Система ухода за пожилыми есть, но ее элементы разрозненны»
Совет при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере обсудил вопросы создания системы долговременного ухода за людьми старшего возраста и инвалидами.
«Уход за людьми старшего возраста – это не только доброта и внимание, это прежде всего очень высокий уровень профессионализма», — подчеркнула на заседании совета вице-премьер Ольга Голодец. Именно от профессионализма руководителей и людей, непосредственно занятых уходом, зависит активное долголетие и комфорт пожилого человека.
Профессиональные стандарты для персонала, работающего с людьми пожилого возраста, еще не разработаны. Но их создание является первоочередной задачей, Ольга Голодец даже обозначила конкретный срок – 2 месяца. Образовательные стандарты для подготовки специалистов в области гериатрии будут основываться на профстандартах.
Создание системы долговременного ухода имеет множество аспектов – помимо профессиональных стандартов, это еще и разработка типовых зданий, и проблема импортозамещения. Ольга Голодец попросила членов совета определиться с тем, какое именно медицинское оборудование и мебель необходимо начать производить в России, чтобы развивать индустрию ухода за пожилыми людьми. В ходе совещания выяснилось, что в этот список необходимо включить также современные средства ухода.
В целом развитие системы долговременного ухода очень выгодно для государства, подчеркнула Анна Федермессер, руководитель Центра паллиативной медицины Департамента здравоохранения г. Москвы и президент Фонда помощи хосписам «Вера».
Оказание качественной помощи 600 тысячам человек сэкономит за год 121 миллиард рублей, заявила она. Расчеты производились по специальной формуле. «Это не эфемерная цифра», — сказала Федермессер.
Аналогичную мысль высказала Мария Морозова, генеральный директор Фонда Тимченко. «Долговременный уход — это не только уход за полностью обездвиженным человеком, а продуманная и комплексная система поддержки, которая включается уже при первых признаках потери человеком своего функционального статуса и, соответственно, создает условия для длительного и независимого проживания. Поэтому вложения в эту систему в долгосрочном аспекте очень выгодны для общества», — сказала она.
Ранее Владимир Путин поручил правительству совместно с АСИ к 30 октября разработать «комплекс мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также по поддержке семейного ухода». Поручение было дано по итогам встречи с представителями социально ориентированных НКО, благотворительных организаций и волонтеров, где о необходимости развития системы долговременной помощи заявила Елизавета Олескина.
Средняя продолжительность жизни россиян составляет 72,5 года, при этом в некоторых регионах она даже преодолела порог в 80 лет, отметила Ольга Голодец. По данным Минздрава, к 2025 году лица старше трудоспособного возраста будут составлять 27% населения, а сейчас на их долю приходится 24,6%. «Сегодня число лиц старше 70 лет составляет в Российской Федерации 13 млн 370 тысяч человек. Это огромная цифра, и мы понимаем, что часть людей, которые перешагивают порог 70-летнего возраста, требуют дополнительного ухода, требуют специального сопровождения», — сказала Голодец.
Что такое «долговременный уход»?
Значение термина «долговременный уход» необходимо закрепить в нормативных документах, считает директор Благотворительного фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина. «Долговременный уход соединяет медицинскую помощь и социальную, соединяет родственный, семейный уход, и профессиональный, формальный», — отметила она. Во всех странах эта система создается по одной схеме: определяется, какому количеству людей будет нужна помощь, создается финансовая модель, рассчитывается соотношение помощи в учреждении и помощи на дому, готовятся кадры специалистов.
В выстраивании системы долговременного ухода в России большую роль должны сыграть пилотные проекты. «Только если мы возьмем разные регионы и построим модель, которая будет жизнеспособна, мы сможем тиражировать этот опыт на всю страну», — отметила Елизавета Олескина. Пока что для этих пилотных проектов выбраны шесть регионов, в некоторых работа уже ведется.
«Неправильно говорить, что системы нет. Система есть, просто все работает разрозненно. Элементы не объединены вокруг человека», — сказала руководитель фонда.
«Система, в частности, призвана исключить такие ситуации, когда в интернате пожилой человек получает уход, а потом временно попадает в больницу, откуда возвращается с пролежнями, потому что больница занимается не уходом, а лечением. Или если человека выписывают из интерната домой – и он снова оказывается в тяжелом состоянии», — пояснила она.
Три уровня гериатрической помощи
Еще в 2016 году Минздрав утвердил порядок оказания медицинской помощи по профилю гериатрия, напомнил заместитель министра здравоохранения Сергей Краевой. Эта система состоит из трех уровней. «Верхний» уровень – это Федеральный научный центр геронтологии и гериатрии, созданный на базе Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова. «Коечный фонд центра составляет 260 единиц, за 2016 год там получили помощь более чем 7,3 тысячи человек», — сообщил Краевой.
В субъектах РФ (это второй уровень) уже работают 23 региональных гериатрических центра, которые насчитывают 1936 геронтологических коек. Наконец, первичный уровень – это гериатрические кабинеты и гериатрические отделения в медицинских организациях. Сколько их всего, можно представить на примере отдельных регионов. В Республике Башкортостан, например, таких кабинетов всего 28, в Оренбургской области – 30, в Волгоградской области — 14.
Как врач гериатр должен сотрудничать с участковым врачом? Терапевт при необходимости направляет пациента к гериатру, и тот разрабатывает программу ведения пациента, которую передает участковому врачу. Гериатр также может рекомендовать направление пациента в специализированный центр.
Учитывать IQ пациентов и защищать их имущественные права
Одна из основных проблем организации долговременного ухода за пожилыми людьми – налаживание межведомственного взаимодействия.
Существующая система предусматривает оказание в медицинских учреждениях – только медицинской помощи, а в социальных – только социальной, напомнила Анна Федермессер.
«Мы все знаем, что в 442 законе («Об основах социального обслуживания») говорится о содействии в предоставлении медицинских, психологических и других услуг, а закон 323 («Об основах охраны здоровья граждан») не исключает социальную помощь пациентам, которые в ней нуждаются. Но что такое содействие? К чему это обязывает? Это ни к чему не обязывает руководство социальных и медицинских организаций», — констатировала она. По словам Анны Федермессер, необходим нормативный акт, регламентирующий взаимодействие между органами здравоохранения и соцзащиты, чтобы пожилой человек мог получать комплексную помощь.
Елена Клочко, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной Палате РФ, обратилась с предложением к Минтруду разработать совместно с региональными органами власти порядок контроля над опекунами – юридическими лицами. Ведь многие пожилые люди с психическими нарушениями находится под опекой организаций.
Речь идет о проверке условий их жизни, обеспечения сохранности их имущества, исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей.
В то время как опекуны – физические лица регулярно проверяются органами опеки, юридические лица могут оставаться в этом вопросе бесконтрольными. «Мы выявили значительное количество нарушений на примере пилотных психоневрологических интернатов», — сообщила Клочко.
«То, что делается по отношению к опекунам — физическим лицам, должно исполняться и в отношении опекунов — юридических лиц», — подчеркнула она.
Социальные учреждения, безусловно, меняются, констатировала Анна Федермессер, поделившись впечатлениями о посещении трех таких организаций в Москве и Московской области. Однако с точки зрения досуга для пожилых людей даже лучшие из них оставляют впечатление, будто предназначены для пациентов с глубокой деменцией и крайне низким IQ, отметила она. «Среди людей, попадающих в такие учреждения, есть журналисты, профессура, учителя, врачи, есть люди с очень высоким интеллектуальным уровнем, и даже с когнитивными расстройствами уровень интеллекта у этих людей остается высоким. Им нужна другая активность в пожилом возрасте.
«Старик похож на ребенка, но интеллектуально это не ребенок», — подчеркнула Федермессер.
Елизавета Олескина, со своей стороны, вновь указала, что в рамках создания системы долговременного ухода необходимо изменить соотношение между персоналом и людьми, нуждающимися в заботе: в настоящее время одна санитарка ухаживает за 20-25 людьми, и это слишком много.