Порядок действий сотрудников ДОУ в случае самовольного ухода воспитанников и иных случаях, угрожающих жизни и здоровью детей
Елена Ческидова
Порядок действий сотрудников ДОУ в случае самовольного ухода воспитанников и иных случаях, угрожающих жизни и здоровью детей
Об утверждении порядка действий сотрудников МБДОУ «Детский сад №.» в случае самовольного ухода воспитанников и иных случаях, угрожающих жизни и здоровью детей.
С целью обеспечения безопасности детей дошкольного возраста в образовательном учреждении и усиления контроля действий сотрудников при самовольном уходе, четкой координации действий по розыску несовершеннолетних,
1. Утвердить порядок действий сотрудников МБДОУ «Детский сад №.» в случае самовольного ухода воспитанников и иных случаях, угрожающих жизни и здоровью детей (Приложение № 1).
2. Старшему воспитателю. довести до сведения сотрудников ответственных за жизнь и здоровье воспитанников порядок действий сотрудников МБДОУ «Детский сад №.» в случае самовольного ухода воспитанников и иных случаях, угрожающих жизни и здоровью детей (Приложение 2).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
ПОРЯДОК
действий сотрудников в случае самовольного ухода воспитанников и иных случаях, угрожающих жизни и здоровью детей
1. Настоящий порядок разработан с целыо обеспечения безопасности детей дошкольного возраста (далее — воспитанников) в образовательном учреждении (далее — ДОУ) и определяет алгоритм действий сотрудников ДОУ в случае самовольного ухода воспитанников и иных случаях, угрожающих жизни и здоровью детей.
2. Незамедлительно после установления факта самовольного ухода воспитанников и иных случаях, угрожающих жизни и здоровью детей,должностными лицами ДОУ принимаются следующие меры:
2.1. Воспитатель:
— незамедлительно информирует заведующего или старшего воспитателяо факте самовольного ухода воспитанника;
— проводит опрос очевидцев с целыо выяснения предположительных причин
и места ухода;
— обследует предполагаемые места нахождения воспитанника;
— проводит оповещение и опрос родителей (законных представителей) и родственников;
— пишет объяснительную на имя заведующего, в которой указывает обстоятельства произошедшего (дата, время, место, приметы внешности воспитанника; описание одежды, в которой ушел воспитанник и иные сведения, способствующие скорейшему розыску воспитанника;
— все время до обнаружения и возвращения воспитанника поддерживает связь с родственниками воспитанника и оказывает содействие в его розыске.
2.2. Заведующий или старший воспитатель ДОУ:
— выясняет обстоятельства случившегося, в том числе проводит беседу с сотрудниками и воспитанниками ДОУ;
— организует розыскные мероприятия силами сотрудников ДОУ (обследуется территория, помещения, проверяется возможность нахождения у родственников);
— фиксирует полученную информацию в Журнале учета случаев самовольных уходов воспитанников из образовательного учреждения и иных случаев, угрожающих жизни и здоровью детей;
— информирует дежурную часть мушщипального отдела МВД России «Троицкий» (в информации указывается: фамилия, имя, отчество воспитанника, дата рождения, рост, цвет глаз, волос, во что был одет, что при себе имеет, сведения о родителях и родственниках, адреса их проживания, имеющиеся номера телефонов, когда был принят в ДОУ, дату и время самовольного ухода, принятые меры по его розыску и их результаты);
— информирует о случившемся управление образования администрации города Троицка Челябинской области;
обеспечивает активное взаимодействие служб, принимающих меры к розыску воспитанника, в части предоставления дополнительной информации о воспитаннике (особенности характера, увлечения, и другое, способствующее правильному направлейию поиска);
в случае возвращения воспитанника в ДОУ информирует муницинаяьный отдел МВД России «Троицкий» о прекращении розыска;
— анализирует совместно с сотрудниками ДОУ причины и условия произошедшего;
— при необходимости издает приказ о дисциплинарном взыскании;
— принимает меры, направленные на профилактику случаев самовольных уходов воспитанников и иных случаев, угрожающих жизни и здоровью детей.
2.3. Младший воспитатель:
— оказывает помощь в поиске воспитанника или находится на время розыскных мероприятий с группой детей и несёт ответственность за охрану их жизни и здоровья.
3. При согласии родителей (законных представителей) ребенка с воспитанником (его семьей) проводится профилактическая работа специалистом ДОУ, имеющим соответствующую квалификацию.
ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
№ п/п ФИО Отметка об ознакомлении Дата Подпись
Опыт социального партнерства детского сада с представителями иных сфер деятельности Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит.
Взаимодействие с родителями по формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих Началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не задумывается.
Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком 1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку.
Формирование знаний о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста на занятиях «Путь к здоровью» Вид проекта Долгосрочный, исследовательский Время реализации проекта: 1 год Цель проекта: Организовать физическое воспитание в ДОУ таким.
Формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста «Формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания».
Фотоотчет из жизни воспитанников подготовительной группы (6–7 лет) Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию фотоотчет из жизни воспитанников подготовительной группы №9. Группа работает над темой «Преобщение.
ИКТ в жизни воспитанников ДОО ИКТ в жизни воспитанников ДООС каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому наш детский сад,.
Конспект беседы с детьми «Что делать в случае пожара в детском саду?» (старшая группа) ЦЕЛЬ: Формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. ЗАДАЧИ:.
Консультация для родителей «Первая доврачебная помощь детям при несчастных случаях» Любознательности ребенка нет границ. Он вступил в незнакомый мир и поэтому ему все надо оглядеть, ощупать, понюхать и, конечно, попробовать.
Консультация «Первая помощь при несчастных случаях» Установлено, что хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Поэтому необходимо уделять.
Источник
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних. (Методические рекомендации для педагогов.)
методическая разработка
Вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а особенно ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому – одно из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики, в том числе органов образования, поскольку безнадзорность ребёнка или его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.
Педагог должен постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их.
Необходимо применять разные формы работы с несовершеннолетними по профилактике самовольных уходов: индивидуальные, групповые, работу в микрогруппах, диалоговые интервью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования Ставропольского края
государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, «ДЕТСКИЙ ДОМ (смешанный) № 32»
357500 г. Пятигорск, ул. Лермонтова, 3; (8793) 33-58-90 detdom32@mail.ru
(Методические рекомендации для педагогов )
социальный педагог — Агузарова Г.В.
ПРОФИЛАКТИКА САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ
Система профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в нашей стране является достаточно организованной. Осуществляется взаимодействие между обществом и государством, однако не все ресурсы задействованы, так как проблема самовольных уходов несовершеннолетних из реабилитационных центров, несмотря на предпринимаемые меры профилактики, продолжает оставаться одной из трудноразрешимых.
Вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а особенно ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому – одно из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики, в том числе органов образования, поскольку безнадзорность ребёнка или его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.
На самовольный уход влияет возраст и время года. Самый сложный период: весна и осень. А по возрастным особенностям, конечно, более подвержены бегству подростки от 10 до 15 лет. Это сложный психологический период для ребенка по многим причинам.
Как правило, у несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы, наблюдаются проблемы в обучении, им сложно строить взаимоотношения с окружающими. Нередко такие подростки обладают различными психофизическими отклонениями в состоянии здоровья, имеют различные зависимости.
Меры предупреждения, профилактики должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения.
ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИЧИНЫ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ
Понятие «Самовольные уходы»
«Самовольные уходы и побеги» несовершеннолетних относят к девиантным формам поведения, не соответствующим общепринятым или официально установленным рамкам. Первым в России ввел термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский, говоря о том, что такое поведение не соответствует социальным нормам – ожиданиям.
Под самовольным уходом воспитанника из учреждения подразумевают его безвестное отсутствие с момента установления факта его отсутствия.
Профессор, доктор медицинских наук А.Е. Личко связывал уходы (побеги) с тяжело протекающими возрастными кризисами. По его мнению, одна треть детей и подростков, совершающих побеги из дома или учреждения, имеют патологическую основу. Первые побеги обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в «условно-рефлекторный стереотип».
Классификация самовольных уходов несовершеннолетних
Выделяют четыре типа побегов у несовершеннолетних: эмансипационные, импульсивные, демонстративные, дромоманические (бродяжничаские).
Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «лёгкой» жизни. Начало этих побегов падает в основном на возраст 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями или воспитателями интерната, детского дома. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% этим побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% — с алкоголизацией во время побега. Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен при психопатиях и акцентуациях характера неустойчивого типов.
Этот вид побегов составляет 26%. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату, детскому дому. Побегу может способствовать не правильный тип семейного воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них всё поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжкой ситуации. Деньги на еду обычно добываются сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Постепенно проявляется делинквентность (правонарушения). Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет.
Эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина – гиперпротекция, уменьшение внимания со стороны референтных (значимых) взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.
Дромомания – редкий тип побегов – 9% случаев. Под дромоманией принято понимать влечение к побегам, скитанию и перемене мест, наблюдается при различных психических заболеваниях. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только за тем находят попутчиков.
В формировании дромомании выделяют реактивный этап — первый уход из дома в связи с психической травмой, затем уходы становятся привычными, фиксированными, на любую незначительную неблагоприятную ситуацию возникает привычная реакция — уход из дома.
Дромомания, характерная для детского и подросткового возраста, но известны случаи, когда, возникнув в детстве, дромомания сохраняется и у взрослых мужчин и женщин, причём женщину не останавливает наличие маленьких детей, здоровье которых во время бродяжничества подвергается опасности.
Обстоятельную классификацию побегов у детей и подростков разработал американский психиатр Г. Штутте, выделивший следующие их типы:
1. Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия;
2. Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близкого окружения;
3. Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у «робких» и «забитых»;
4. «Специфически – пубертатный побег» вследствие возрастного фантазёрства и мечтательности.
Причины самовольных уходов
Чтобы определить причины самовольных уходов необходимо рассмотреть особенности детей, проживающих в учреждениях:
— Дефицитом эмоционально-волевой сферы.
Для детей характерны крайние формы выражения эмоции (сильный гнев или сильная радость), они с трудом понимают чувства другого человека и свои собственные. Для них затруднительна деятельность, требующая волевого усилия. Им сложно выполнять действия, не приносящие результата здесь и сейчас.
— Низкой коммуникативной компетентностью.
Им трудно договариваться, разрешение сложных жизненных ситуаций связано для них с эмоциональными трудностями.
— Дефицитом самостоятельных форм поведения (умение самостоятельно принимать решение, проявлять заботу о себе и других).
Для детей характерно чувство незащищенности, неуверенность в себе и своих силах, ощущение не успешности, беспомощности. Они избегают ситуаций, в которых могут почувствовать себя неуспешными, потерпеть неудачу. Все это провоцирует появление психологических защит (избегание, обесценивание), которые позволяют сохранить положительное представление о себе. Такие дети могут чувствовать себя беспомощными, проявлять беспокойство и стремятся найти объект, который снимет напряжение.
Дети и подростки, проживающие в учреждениях, нуждаются в положительном риске, который, помогает развить качества личности, преодолеть страхи и влиться в социум.
Если среда, в которой ребенок живет, не предоставляет возможностей для этого, они могут начать пробовать себя в других местах, которые позволяют получить острые ощущения.
Несмотря на особенности детей, проживающих в учреждениях, не все дети убегают. Важно понимать, что ребенок покидает учреждение для того, чтобы удовлетворить те потребности, которые не могут быть по тем или иным причинам удовлетворены в стенах учреждения.
Основные цели самовольных уходов детей из учреждения можно подразделить на группы в зависимости от тех причин, по которым ребенок может уйти:
I. Потребности ребенка не удовлетворены.
1. Ребенок может стремиться покинуть небезопасную среду, в которой чувство безопасности утрачено вследствие:
— ущемления прав ребенка воспитателями, учителями, старшими воспитанниками.
— жестокого обращения со стороны старших воспитанников или сотрудников учреждения или буллинга (издевательствами со стороны сверстников).
2. Избежать дисциплинарного давления и санкций со стороны персонала.
3. Привлечение внимания родителей или лиц их заменяющих к проблемам детей.
4. Ищет среду, где будет более успешным.
5. Поиск развлечения и удовольствия.
6. Реакция несовершеннолетнего на тяжело протекающий возрастной кризис (см. выше – Классификации побегов по А.Е. Личко).
II. Влияние взрослых на уход ребенка :
1. Недостаточный контроль над поведением несовершеннолетних со стороны законных представителей.
2. Незнание всего его круга общения.
3. Если дети чувствуют себя неудачниками, неоцененными по тем аспектам их жизни, которые взрослым кажутся незначительными или неважными, они уходят туда, где ощущают себя успешными, признанными, понятыми.
III. Случаи криминального характера (не являются самовольными уходами, при этом важно понимать, что ребенок может отсутствовать в учреждении и по этим причинам).
К таким причинам могут относиться:
— похищение ребенка или провокация со стороны взрослого, допускающего недостойное обращение с ребенком;
— вовлечение детей в коммерческую сексуальную эксплуатацию (КСЭД).
Отрицательные последствия для несовершеннолетнего и для коллектива (среды) учреждения :
1. создают обстановку всеобщей подозрительности, недоверия, выбивают из колеи и воспитателей (режимных работников, администрацию), и несовершеннолетних, нарушая нормальный ход воспитательного процесса;
2. вынуждают администрацию к временному ужесточению режима, предъявлению повышенных требований ко всем несовершеннолетним, что немедленно вызывает ответное сопротивление;
3. существенно изменяется положение в подростковой среде и в коллективе лиц, совершивших самовольный уход: им не доверяют воспитатели, их постоянно «прорабатывают», что вызывает защитные реакции, оппозицию их к воспитательным средствам;
4. социальная опасность совершаемых деяний возрастает: состояния возбуждения, напряжения провоцируют подростков и на насильственные преступления.
По мере повторения уходов появляются те или иные формы асоциального поведения, связанные чаще с необходимостью приобретения продуктов питания, — мелкое воровство, попрошайничество. Со временем присоединяются правонарушения, обусловленные влиянием других несовершеннолетних и взрослых с асоциальным поведением (хулиганские поступки, сексуальные действия, употребление алкогольных напитков, наркотиков и т.п.). Более или менее длительное повторение фактов бродяжничества постепенно ведет к закреплению таких черт личности, как неискренность, лживость, стремление к примитивным удовольствиям, отрицательное отношение к систематическому труду, оппозиция всякой упорядоченности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Первичная, вторичная и третичная профилактика
Для профилактической работы со случаями самовольных уходов несовершеннолетних из учреждения необходимо разрабатывать программы профилактики, направленные на сокращение риска самовольных уходов.
Различают первичную, вторичную и третичную профилактику.
Термин «первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на всех детей, проживающих в учреждении. Для решения задач первичной профилактики, можно рассматривать широкий спектр программ просвещения детей о рискованном поведении. Например, программы направленные на преодоление: различных личностных дефицитов (развитие уверенного поведения), жизненных трудностей (программы развития навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях).
Термин «вторичная профилактика» означает меры, направленные на тех, кто еще не совершал самовольный уход ни разу, но находится в ситуации повышенного риска, либо совершал самовольный уход хотя бы один раз. Программы вторичной профилактики могут быть направлены на снижение агрессивности, конфликтности несовершеннолетних и воспитывающих их взрослых, а также программы, помогающие адаптировать и социализировать несовершеннолетних.
Термин «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда ребенок уже неоднократно самовольно покидал учреждение, и работа в таком случае должна проводиться по оказанию помощи и предупреждению повторения самовольного ухода в будущем. Уровень третичной профилактики — это уровень работы с детьми, постоянно совершающими самовольные уходы. Каждый случай самовольного ухода несовершеннолетнего имеет свою специфику, поэтому для работы со случаем самовольного ухода каждый раз создается своя индивидуальная программа. В наиболее оптимальном варианте такая программа разрабатывается междисциплинарной командой специалистов после оценки ситуации, в которой находится несовершеннолетний.
Основные задачи в работе по организации профилактики самовольных уходов несовершеннолетних
Основными задачами учреждения при работе со случаями самовольных уходов несовершеннолетних являются:
— защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
— предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью воспитанников;
-предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых несовершеннолетними, так и в отношении них, включая предупреждение коммерческой сексуальной эксплуатации несовершеннолетних (КСЭД) согласно которому – это «серьезное нарушение прав ребенка, при котором он рассматривается как предмет секса и предмет торговли; и включает в себя сексуальное насилие или эксплуатацию взрослым человеком и оплату деньгами или натурой ребенку или третьим лицам и, являясь формой принуждения и насилия над детьми, приравнивается к принудительному труду и современной форме рабства».
— выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений, преступлений и иных антиобщественных действий;
— реабилитация и оказание медицинской помощи воспитанникам, склонным к самовольным уходам.
В каждом интернатом учреждении должна быть разработана система мониторинга эффективности профилактической деятельности, направленной на предупреждение
самовольных уходов воспитанников, а также эффективности реабилитационной работы, выполнения индивидуальных планов мероприятий с детьми «группы риска».
Одним из приоритетных направлений профилактики является организация занятости воспитанников, состоящим на учете в учреждении, в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и в подразделении по делам несовершеннолетних.
В учреждении предусмотрен план скоординированного межведомственного взаимодействия по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних и розыску воспитанников, утвержден алгоритм и регламент действий сотрудников в случае совершения несовершеннолетними самовольных уходов и порядке действий по принятию мер к их розыску.
По каждому факту самовольного ухода воспитанников из учреждения необходимо незамедлительно проводить служебное расследование, принимать управленческие решения по предотвращению фактов самовольных уходов несовершеннолетних, в том числе по применению дисциплинарных взысканий к сотрудникам учреждения, допустившим факты самовольных уходов воспитанников, а также несвоевременного информирования о них.
Для сотрудников учреждения проводится инструктаж о порядке действий в случае самовольного ухода воспитанников, принимаются меры для повышения уровня персональной ответственности каждого работника за сохранение жизни и здоровья воспитанников, за организацию профилактических мер по предотвращению данного явления, подчеркивается значимость мероприятий по обеспечению постоянного и своевременного учета фактов самовольных уходов воспитанников из учреждения.
Также необходимо ежегодно организовывать обучение для педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей.
Принципы работы с проблемой самовольных уходов
1. Любой человек, работающий с несовершеннолетним в учреждении, должен предпринять всевозможные действия, чтобы обеспечить его безопасность, оценивая риски для каждого индивидуально.
2.Основная общая цель специалистов – снизить количество случаев самовольных уходов. Пропавшие несовершеннолетние могут оказаться в рискованной ситуации. Каждый случай самовольного ухода очень серьезен. Причины уходов всегда разные и носят комплексный характер, но они в основном связаны с условиями проживания несовершеннолетних. Каждому случаю ухода следует уделять должное внимание. Специалистам необходимо взаимодействовать для того, чтобы последовательная и гармоничная обратная связь была дана несовершеннолетнему по его возвращению с целью снижения риска повторных уходов несовершеннолетнего.
3.Когда несовершеннолетний самовольно покидает учреждение, общая цель всех специалистов учреждения предотвратить тот вред, который может получить ребенок и вернуть ребенка в безопасное место настолько быстро насколько это возможно, работая над этой задачей, развивая партнерство с различными учреждениями и местным сообществом, делясь информацией, и совершенствуя управление.
4. Работа по профилактике самовольных уходов важна для того, чтобы предотвратить уходы несовершеннолетних из учреждения. Профилактические мероприятия должны быть отражены в плане профилактики. Неотъемлемой частью плана профилактики является проведение эффективного интервью по возвращении ребенка.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Технология работы с несовершеннолетними, совершающими самовольные уходы, опирается на ряд факторов, среди которых наиболее важное место занимает взаимоотношение несовершеннолетнего с учреждением, в котором он проживает. Главная причина самовольных уходов всегда кроется в неудовлетворённости воспитанника своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, стремлении к нахождению в типичной субкультуре.
Поэтому, как восполнение данных проблем, необходимо наполнить жизнь несовершеннолетних в учреждении такими мероприятиями и событиями, появление которых поможет заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной деятельности, особенно связанной с риском, приключениями, ведь всем этим требованиям и отвечает побег, где переживания несовершеннолетних носят экстремальный, яркий характер.
Педагог должен постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их.
Необходимо применять разные формы работы с несовершеннолетними по профилактике самовольных уходов: индивидуальные, групповые, работу в микрогруппах, диалоговые интервью.
Индивидуальная работа с несовершеннолетними строится на изучении их индивидуально – психологических особенностей, характера, стиля поведения.
Индивидуальные беседы о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления, о необходимости соблюдать режим детского дома, посещать школьные занятия. Одним из основных механизмов индивидуальной работы является динамическое наблюдение и контроль взрослого за волевым поведением ребёнка, что фиксируется в индивидуальных дневниках наблюдения на каждого из воспитанников.
В системе индивидуальной работы следует отметить ежедневный контроль успеваемости и посещаемости воспитанников школьных занятий, что позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях, в частности в организации дополнительных занятий с учителями предметниками, и предотвратить пропуски занятий по неуважительным причинам.
На начальном этапе индивидуальной работы является важным установление контакта с несовершеннолетними и мотивирование его на участие в работе. Несовершеннолетний соглашается на общение только тогда, когда ему интересен сам процесс и когда он чувствует, что его воспринимают как полноправного участника взаимодействия. В основе работы с ним должны лежать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются партнерские отношения с несовершеннолетним с целью совместного изучения конкретной ситуации и путей ее разрешения.
Целью групповой работы является формирование навыков конструктивного взаимодействия и адаптации в социуме.
Основной формой групповой работы, используемой в профилактической работе, является тренинговое занятие.
Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» – обучать, тренировать, представляет собой совокупность методов практической психологии. Тренинг – это ситуация воздействия на личность, целью которой является самопознание и саморазвитие человека, приобретение им новых навыков. Следует различать понятия «тренинг» и «тренинговое занятие». Тренинговые занятия проводятся в рамках учебной деятельности, они подразумевают участие всей группы и режим коротких встреч. Тренинговые занятия отличаются отсутствием строгого порядка работы и высокой психологической безопасностью.
Одним из направлений тренинговых занятий является формирование навыков ассертивного поведения.
Термин «ассертивность» происходит от английского «assert» — настаивать на своем, отстаивать свои права.
Это понятие близко принципу гештальт-терапии «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям…». Примеры упражнений для развития ассертивности у несовершеннолетних приведены в Приложении 1, а также приводиться цикл занятий с целью профилактики последующих самовольных уходов Приложение 2.
Эффективным методом в работе с несовершеннолетними, предупреждающим самовольные уходы, является арт–терапия. Данный метод построен на использовании искусства
как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконстуирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение. В работе с несовершеннолетними используя игротерапию (примеры техник игротерапии Приложение 3 ), можно дополнять ее арттерапевтическими методами, в том числе сказкотерапией. Терапевтические сказки – это сказки для несовершеннолетних, не столько развлекающие их, но дающие взрослым способ подсказать им, не обижая, выход из различных жизненных ситуаций.
В сказках воссоздается аналогичная ситуация, описывается проблема, взгляд со стороны, рассматривается хотя бы один способ ее решения.
Терапевтическая сказка позволяет несовершеннолетнему отделить его проблему, посмотреть на ситуацию в целом. Обычно, несовершеннолетние негативно относятся к советам, которые им дают напрямую, а опосредованный совет воспринимается, как им самим найденное решение. Часто они настолько зацикливаются на своей проблеме, что перестают замечать ситуацию в целом. Именно сказки и психологические игры могут помочь ребенку переключить внимание с себя и увидеть ситуацию извне. Терапевтические сказки нужно не только читать, эти сказки после прочтения необходимо обсуждать, задавать вопросы: «Как герой мог поступить еще в этой ситуации?», «Что можно исправить?», «Что сделал герой не так?» и т.д. Примеры техник сказкотерапии приведены в Приложении 4.
Различают несколько видов арттерапии: рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия.
В качестве терапии средствами искусства педагоги могут применять прикладные виды искусства. Можно порекомендовать задания на определенную тему с заданным материалом: рисунки, лепка, аппликация, оригами и т.д. Педагог предлагает несовершеннолетним задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Как один из вариантов рекомендуется использование уже существующих произведений искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации.
По мнению психолога О.А. Карабановой, применение рисуночной терапии буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у несовершеннолетнего коммуникативной компетентности, а также при низком уровне развития игровой деятельности, отсутствии игровых мотивов и интереса к игре.
По данным ученых, наиболее благоприятным для решения коррекционных и реабилитационных задач является изображение художественных образов, позволяющих несовершеннолетнему реализовать все преимущества искусства и творчества. Примитивные же формы изображения, как например каракули, нерасчлененные предметы, низкий потенциал возможностей символизации, не позволяют несовершеннолетнему, в полной мере реализовать задачу, осознать свои чувства и продвинуться в разрешении своей проблемы.
Специалист должен знать и те ограничения, которые существуют в использовании рисунка, как в диагностических, так и в коррекционных целях. Применение рисуночных методов определяется уровнем сформированности символической функции, которая позволяет несовершеннолетнему преобразовывать изобразительную деятельность в деятельность символическую.
В подростковом возрасте потребность в самовыражении и утверждении своей идентичности приобретает особую значимость. Однако существенно возрастает уровень
требований подростков к качеству результатов рисуночной деятельности, что затрудняет использование данного метода.
Подросткам лучше давать готовые рисунки, чем предлагать им просто нарисовать что-то. Спонтанное рисование быстро уйдет из деятельности подростков и не будет давать эффект в работе.
Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.
Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия.
Профилактическая работа по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних должна проводиться системно, совместно со всеми субъектами профилактики.
Источник