Оценка долговременного ухода на базе школы родственного ухода
Дата публикации: 24.02.2021 2021-02-24
Статья просмотрена: 294 раза
Библиографическое описание:
Мартынов, Д. А. Оценка долговременного ухода на базе школы родственного ухода / Д. А. Мартынов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 84-85. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78818/ (дата обращения: 16.08.2021).
В статье автор рассматривает новую технологию помощи пожилым людям долговременный уход, его цели и задачи. Также в статье описана одна из технологий долговременного ухода — школа родственного ухода, для оценки эффективности и качество которой было проведено социологическое исследование.
Ключевые слова: долговременный уход, пожилые люди, школа родственного ухода.
Долговременный уход за пожилыми людьми — это новое направление в России. В 2017 году по поручению Президента Российской Федерации был разработан и утвержден «Комплекс мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами», и к началу 2018 года запущен трехлетний пилотный проект по созданию системы долговременного ухода.
Главная цель системы долговременного ухода — обеспечить людям, нуждающимся в уходе, достойный уровень жизни и максимальную реабилитацию, обеспечить поддержку их семьям, а также обеспечить взаимодействия пожилого человека с органами и организациями, включенными в систему долговременного ухода после его однократного обращения в одну из этих организаций [1].
Задачи долговременного ухода [3]:
1) Определение (унификация) критериев оценки обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, в целях создания условий для наиболее полного и своевременного удовлетворения потребностей этих граждан в социальных и медицинских услугах.
2) Совершенствование порядка выявления граждан, нуждающихся в предоставлении социальных и медицинских услуг, а также иных услуг и мероприятий.
3) Организация порядка межведомственного взаимодействия медицинских организаций и организаций социального обслуживания, включая синхронизацию информационных систем в соответствующих сферах, способах и объемах передачи необходимой информации о состоянии гражданина его родственникам и организациям социального обслуживания.
4) Развитие и поддержка семейного (родственного) ухода за гражданами пожилого возраста с ограничениями жизнедеятельности.
К настоящему времени государственная система ухода за гражданами с ограниченными возможностями здоровья и дефицитом самообслуживания находится в стадии становления. При этом сам уход требует специальных знаний и навыков, которые сложно освоить самостоятельно. С этой целью в учреждениях социального обслуживания организуются «Школы родственного ухода» (далее — Школа) для социальных работников и родственников граждан, нуждающихся в постороннем уходе, для обучения специальным знаниям и навыкам ухода. Длительность обучения может варьировать от 4 до 16 часов в зависимости от уровня подготовки (базовый или продвинутый).
Цель работы Школы: получение знаний и приобретение практических навыков по уходу за гражданами с ограниченными функциональными возможностями (инвалидами, гражданами пожилого возраста) для повышения качества их жизни.
– информирование родственников и других лиц, осуществляющих уход, о видах и формах социальной помощи, об особенностях проблем здоровья и питания граждан пожилого возраста и инвалидов, о методах контроля за изменением состояния здоровья инвалидов и пожилых людей, правилах создания благоприятной обстановки и психологической атмосферы; об использовании технических средств реабилитации;
– обучение родственников и других лиц, осуществляющих уход за инвалидами, гражданами пожилого возраста на дому, методам и практикам ухода и дезинфекции, когнитивного тренинга и профилактики деменции, навыкам простых медицинских манипуляций и кормления, поддержания личной гигиены подопечных; основам физической реабилитации при функциональных нарушениях, правилам перемещения и транспортировки;
– консультирование по получению социальной помощи, использованию технических средств реабилитации [2].
Учениками Школы, которые имеют право на обучение, могут стать:
1) родственники граждан пожилого возраста и инвалидов;
3) пожилые граждане и инвалиды, желающие овладеть навыками самоухода, нуждающиеся в реабилитации.
В городе Красноярске с 21.01.20 по 03.02.21 методом свободного интервью было проведено социологическое исследование «Отношение родственников пожилых людей к организации долговременного ухода» на базе «Школы родственного ухода» в КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Октябрьский».
Объектом исследования выступили — ученики Школы — родственники, осуществляющие долговременный уход за пожилыми людьми.
Цель исследования — изучить представление учеников Школы об эффективности «Школы родственного ухода» как технологии долговременного ухода за пожилыми людьми.
Актуальность исследования состояла в выявлении оценки родственников-участников Школы организации обучения в ней, а также их рекомендаций по повышению его качества.
Для достижения цели были выделены такие эмпирические индикаторы как:
- степень осведомленности респондентов осведомлены о недугах человека, которому предоставляется уход;
- оценка качества организации деятельности «Школы родственного ухода» и насколько качество соответствует ожиданиям получателей этих услуг;
- рекомендации респондентов по вопросу повышения результативности родственного ухода.
Количество респондентов — восемь человек, из которых 100 % являлись представителями женского пола. Можно предположить, что в России исконно существует традиционное распределение обязанностей в семьях и женщины более склонны к хозяйственным делам, в т. ч. забота о ближних.
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
– Большинство респондентов (62,5 %) имеют полное представление о том, что такое долговременный уход, эта же часть опрошенных имеет обширные представления о болезни своего подопечного, но несмотря на это они хотели бы получить еще больше знаний, следовательно, данная технология стимулирует людей совершенствовать свои знания для полного понимания диагноза подопечного.
– 100 % респондентов указали на наличие трудностей в реализации долговременного ухода за пожилым человеком, а также высказали, что им необходима помощь со стороны социальных работников (87,5 %), среди которых также упомянули родственников (25 %) и психологов (12,5 %), остальные хотели бы получить помощь со стороны государства.
– В ходе исследования выяснилось, что ожидания учеников совпадали с реальностью. 87,5 % респондентов отметили, что технология является очень эффективной, 75 % респондентов без колебаний подтвердили, что видят положительные результаты данной деятельности.
В процессе анализа мнений респондентов были отмечены их предложения, способные повысить качество Школы:
а) следует ввести в Школу родственного ухода волонтеров, которые смогут заниматься пожилыми родственниками учеников в их отсутствии;
б) увеличить количество часов занятий;
в) специалистам, ведущим Школу, стоит уделять больше внимания индивидуальному подходу к ученикам.
Результаты данного исследования демонстрируют успешное развитие и эффективность долговременного ухода в России, несмотря на ее недавнее введение. Также можно сказать, что эта технология в большой степени является очень важной, а в будущем, возможно, неотъемлемой технологией поддержки пожилых людей.
- Сидоренко, Е. А. Долговременный уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами как элемент сопровождаемого проживания: методические рекомендации для специалистов учреждений социального обслуживания населения / Е. А. Сидоренко, В. Г. Сухих, В. А. Чеха. — Красноярск: 2019. — 190 c. — Текст: непосредственный.
- Чеха, В. А. Школа патронажного ухода за гражданами с ограниченными функциональными возможностями в учреждениях социального обслуживания и в домашних условиях: методические рекомендации для специалистов службы социального обслуживания и родственников. / В. А. Чеха, Л. И. Кононова, О. Ю. Кутумова, О. И. Аксарина. — Красноярск: 2018. — 53 c. — Текст: непосредственный.
- Система долговременного ухода — повышая благополучие граждан. — Текст: электронный // Министерство социально политики Красноярского края: [сайт] — Система долговременного ухода — повышая благополучие граждан (rmc24.ru)
Источник
ШКОЛА РЕАБИЛИТАЦИИ И УХОДА
Главной ценностью каждого современного общества является человек. Создание развитой экономики, социально-экономические и политические преобразования, утверждение гуманистических ценностей, все это направлено на создание условий для полноценной жизни человека.
Проблема инвалидности в современном обществе становиться всё более актуальной и значимой, так как с каждым годом, количество людей, имеющих серьезные ограничения жизнедеятельности, неуклонно растет.
Население Самарской области составляет более 3 300 000 человек, из них около 940 000 пенсионеры, более 246 тысяч инвалиды. Доля тяжелых групп инвалидности среди лиц трудоспособного возраста составляет более 60%., из них более 23 тысяч инвалидов нуждаются в постоянном постороннем уходе.
В настоящее время сохраняется тенденция увеличения доли пожилых граждан и инвалидов в структуре населения, страдающих тяжёлыми хроническими заболеваниями. Особенности их образа жизни и имеющиеся социально-экономические проблемы выдвигает новые требования к оказанию социально-медицинской помощи. Пожилые люди и инвалиды наряду с непосредственно медицинской помощью, обусловленной тем или иным хроническим заболеванием, не в меньшей степени нуждаются в мероприятиях социально-медицинской реабилитации направленные на улучшение качества жизни, обеспечение условий для проживания в собственном доме как можно длительное время посредством правильного ухода.
Социальные мероприятия включают в себя осуществление медицинской, социальной, профессиональной, социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической реабилитации и социально-бытовой адаптации пожилых и инвалидов.
При имеющейся на настоящее время большой очерёдности как в лечебно-профилактические учреждения, так и в учреждения социального обслуживания большая часть пожилых граждан и инвалидов не могут быть обеспечены мероприятиями по уходу на дому. Это свидетельствует о том, что по мере дальнейшего увеличения численности инвалидов и пожилых граждан, нуждающихся в уходе на дому среди населения, их доля в потребности медицинской и социальной помощи будет расти.
Крайне злободневна проблема трудоустройства граждан, несущих тяжелые заботы об инвалидах и пожилых, производства неохотно решают вопросы о гибком трудовом графике, неполном рабочем дне для данной категории граждан. Не решен вопрос отдыха семьи, имеющей инвалида или тяжелобольного родственника, требующего постоянного ухода. Все выше перечисленные проблемы в итоге могут привести к резкому ухудшению материального благополучия. В свою очередь прошедшие специальную подготовку родственники способны быстрее компенсировать все морально-этические и психологические проблемы, возникающие в семье.
Это важный социальный аспект более полной и быстрой интеграции данной категории лиц в общество. Кроме того, родственники, обученные общим правилам и принципам общего ухода, получат возможность в более короткие сроки возвращения к труду. Поэтому необходимо разрабатывать и внедрять дополнительные мероприятия медико-социальной реабилитации инвалидов и пожилых граждан, направленные на максимально возможное сохранение жизнедеятельности пожилого человека в условиях семьи.
Целью организации «Школ обучения навыкам общего ухода за пожилыми гражданами и инвалидами» является:
- достижение оптимально возможного уровня жизни и социальной адаптации инвалида или пожилого человека, в привычной для них домашней обстановке в окружении семьи.
- Повышение эффективности социально-реабилитационных мероприятий
- создание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, обеспечивающей снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, способствующие формированию личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям и мотивации на здоровье, побуждающих к активной жизни в социуме.
- Расширение возможности трудоустройства и возможности учиться родственникам, осуществляющим уход за инвалидом или пожилым человеком.
- Высвобождение свободного времени и уменьшение случаев ухода с работы родственников в связи с необходимостью ухода за инвалидом или пожилым человеком
- снижение потребности в услугах лечебно-профилактических учреждений и учреждений социального обслуживания инвалидов, оказывающих реабилитационные услуги.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УХОДА ЗА ПОЖЫЛЫМИ ЛЮДЬМИ
Источник
Школа ухода за маломобильными гражданами
Школа ухода за маломобильными гражданами. Полатова Н.И., заместитель директора по социально — реабилитационной работе. Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Черемхово и Черемховского района»
ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания г.Черемхово и Черемховского района внедрил в работу новую технологию как бесплатное обучение слушателей в «Школе ухода за маломобильными гражданами».
Основная задача Школы — обучение родственников, специалистов Центра работающих с ними и других лиц, осуществляющих уход за маломобильными гражданами, навыкам общего ухода, которым трудно себя обслуживать в силу возраста или инвалидности, а также правильному использованию тростей, костылей, колясок и других технических средств реабилитации.
Для некоторых людей уход за лежачими больными – это работа. Но никто из нас не застрахован от необходимости ухаживать за кем-то из родственников с ограниченными физическими возможностями. Мы рассказываем и показываем, о чем нужно знать, чтобы обеспечить нормальный уход больному и облегчить себе жизнь. Правильный уход позволяет не только улучшить качество жизни, но и способствует усилению саногенезных процессов в организме, что неотвратимо приводит к уменьшению клинических проявлений основного заболевания. За пределами больниц уход в первую очередь ложиться на плечи родственников.
«Школа ухода за маломобильными гражданами» — это инновационная форма социального обслуживания, призванная помочь гражданам, осуществляющим уход на дому в домашних условиях.
Программа занятий Школы ухода включает: изучение теоретических основ и практическое освоение навыков общего ухода, профилактики осложнений, методов самообслуживания, правил гигиенического ухода, питания и кормления, приемов первой доврачебной помощи. На занятиях отрабатываются практические навыки по уходу за лежачими клиентами: использование абсорбирующего белья, проведение процедур по личной гигиене, профилактика пролежней и осложнений. С одной стороны данные мероприятия направлены на создание более комфортной обстановки для больного, с другой для облегчения процесса ухода для родственников.
Основной особенностью обучения является его практическая направленность. Знания и навыки, полученные в «Школе ухода», позволят родственникам маломобильных граждан создать своим подопечным условия для как можно более полной и достойной жизни, а работающим с маломобильными гражданами специалистам – повысить свою квалификацию.
Основные формы работы Школы ухода:
— консультирование по вопросам, относящимся к компетенции Школы;
— групповые и индивидуальные занятия (лекции, семинары, практические занятия, тренинги и т.п.) с инвалидами, гражданами пожилого возраста и лицами, осуществляющими уход за инвалидами и престарелыми гражданами на дому;
— выезд специалистов Школы ухода на дом.
В «Школе ухода» слушатели получают консультации по вопросам реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов и оказания юридической помощи в вопросах медико-социальной реабилитации и занятости инвалидов.
В учреждении работает специализированное отделение социально — медицинского обслуживания на дому. Здесь услуги получателям услуг с тяжелым заболеванием предоставляют: медицинские сестры, сиделки. С клиентами специализированного отделения социально- медицинского обслуживания проводятся групповые занятия, направленные на профилактику различных заболеваний, на формирование здорового образа жизни.
- Услуги сиделки внедрены в нашем учреждении с ноября 2012 года при специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому.
- Количество граждан, которым оказаны услуги сиделки в 2018 году составляет – 67 человек.
- Количество услуг, оказанные (сиделками) в 2018 году составляет – 114313
- Количество услуг, оказанные (сиделками) в четвёртом квартале 2018 года составляет – 31217
После завершения обучения все слушатели получают методические рекомендации, разработанные специалистами Центра.
Очень важен для родственников, сиделок, инвалида психологический аспект ухода. Человек, находящийся на постельном режиме, так же как и его родственники, нуждаются в психологической поддержке. Психолог учреждения проводит беседы с пациентом, мотивируя его на выздоровление, стремится создать благоприятную психологическую атмосферу в семье. Участникам мероприятий «Школы ухода за маломобильными гражданами» оказывается психологическая помощь в общении с тяжелобольными людьми. Даются советы и рекомендации родственникам больного по поддержанию своего психического благополучия.
Механизм реализации:
1.Координация взаимодействия с ОГБУЗ «Черемховская городская больница № 1» с ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Черемхово и Черемховского района» по организации занятий «Школы ухода за маломобильными гражданами» для социальных работников.
2.Разработка программы лекционной работы «Школа ухода за маломобильными гражданами» в соответствии с потребностями социальных работников и специалистов по уходу за инвалидами.
3.Организация лекционных занятий в ОГБУСО « Комплексный центр социального обслуживания населения г.Черемхово и Черемховского района» с привлечением высококвалифицированных врачей, преподавателей ОГБПОУ «Черемховский медицинский техникум», в рамках заключенного договора между двумя организациями.
4.Обеспечение ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Черемхово и Черемховского района» в рамках «Школы реабилитации и ухода» методическими рекомендациями по организации и основным правилам ухода за лежачими больными, и больными, ограниченными в передвижении, в особенностях психологического подхода к таким больным.
В результате проведенных мероприятий сиделки, социальные работники, специалисты по уходу за инвалидами, а также родственники тяжелобольных подопечных Центра получают информацию и медицинские консультации по вопросам реабилитации тяжелобольных инвалидов, имеющих серьезные ограничения жизнедеятельности, усваивают навыки ухода за ними с учетом имеющихся заболеваний.
Ожидаемые результаты
-повышение качества жизни граждан, нуждающихся в уходе;
— социально – бытовая и социально – средовая адаптация тяжелобольных граждан;
— создание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, где проживает больной человек;
— высвобождение времени родственников, за счет оптимизации процесса ухода;
— снижение потребности тяжелобольных граждан в услугах стационарных учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;
— снижение риска возможности развития тяжелых заболеваний.
Всего в обучении приняли участие 78 человек. Категория слушателей:
— социальные работники, сиделки – 41 человек.
В прокат мы можем предоставить технические средства реабилитации.
Паспорт инновационной технологии (проекта)
«Школа ухода за маломобильными гражданами»
1. | Наименование проекта | «Школа ухода» |
2. | Тема проекта | Организация работы с родственниками осуществляющих уход за маломобильными и немобильными пожилыми гражданами и инвалидами по программе «Школа ухода» |
3. | Направления инновационной деятельности | Улучшение социального положения, повышение качества жизни, создание условий для реабилитации маломобильных и немобильных пожилых граждан и инвалидов на дому |
4. | Наименование учреждения | ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Черемхово и Черемховского района» |
5. | Адрес | г.Черемхово, ул. Ленина, 18 |
6. | Телефон/факс | Тел.: 8 (39546) 5-27-04 |
7. | Сайт | http:chercomplex.ru |
Адрес электронной почты | kcson@chercomplex.ru | |
8. | Руководитель учреждения | Яновская Елена Витальевна |
9. | Руководитель проекта | Полатова Наталья Ивановна |
10. | Ответственный исполнитель проекта | Заведующая специализированным отделением социально-медицинского обслуживания на дому Гамаюнова Юлия Геннадьевна |
11. | Консультант (при наличии) | Горохова Наталья Петровна, преподаватель «Черемховского медицинского техникума» |
12. | Дата создания инновационного проекта и реквизиты приказа о его внедрении | Приказ от 05.03.2018 № 755 О создании «Школы ухода за маломобильными гражданами». |
Приказ от 02.03.2018 № 741 О внедрении инновационной технологии «Школа ухода за маломобильными гражданами».
Занятия включают в себя обучение социальных работников, сиделок, родственников маломобильных и немобильных граждан пожилого возраста и инвалидов, по программе. Продолжительность обучения 4 недели
создание единого оптимального отношения к больному у членов семьи;
развитие навыков бесконфликтного общения в семье;
формирование позитивного отношения к жизни;
создание информационно-справочного материала по уходу в домашних условиях за маломобильными и немобильными гражданами пожилого возраста и инвалидами;
улучшение социального самочувствия граждан пожилого возраста в связи с проживанием в семье;
обеспечение маломобильных и немобильных граждан пожилого возраста и инвалидов необходимой поддержкой и уходом со стороны родственников.
Создание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, где проживает больной человек.
Улучшение физического и психологического состояния здоровья больного человека.
Снижение потребности маломобильных и немобильных граждан пожилого возраста и инвалидов в услугах стационарных учреждений здравоохранения и социального обслуживания
Количество занятий, проведенных в «Школе ухода» по отношению к утвержденному количеству занятий согласно плана на данный период.
В дальнейшем прогнозируется снижение численности населения трудоспособного возраста. В перспективе прогнозируется рост величины нагрузки населения нетрудоспособного возраста на население трудоспособного возраста.
Такая тенденция предъявляет высокие требования к принятию согласованных стратегических решений на всех уровнях управления, направленных на защиту прав и интересов граждан пожилого возраста, охрану и укрепление здоровья, предоставление им широкого спектра социальных услуг и адресной помощи, способствующих их нормальной жизнедеятельности.
Для повышения качества жизни маломобильных и немобильных граждан пожилого возраста и инвалидов и создания им соответствующих условий для реабилитации, родственников обучают основным навыкам ухода с учетом характера его заболевания и индивидуальных особенностей согласно программе «Школа ухода».
Весь процесс обучения делится на 4 этапа.
формирование банка данных семей, осуществляющих уход за маломобильными и немобильными гражданами пожилого возраста и инвалидами и желающих пройти обучение по программе «Школа ухода»;
формирование групп обучающихся;
составление плана обучения.
На данном этапе ведется подготовка и изготовление информационно-справочного материала по организации ухода за маломобильными и немобильными гражданами пожилого возраста и инвалидами:
памятки, буклеты, брошюры (советы родственникам по уходу за больными престарелыми людьми; уход за больными в терминальной стадии заболевания и т.д.).
проведение обучения на базе ОГБУСО «КЦСОН г.Черемхово и Черемховского района».
Занятия проводят сотрудники Центра (заведующие отделениями социального и социально-медицинского обслуживания на дому, медицинские сестры, психолог, врачи, преподаватель медицинского техникума);
в процессе обучения в «Школе ухода» используются различные формы обучающих занятий: лекции, индивидуальные беседы, практикумы:
лекции для родственников, осуществляющих уход за маломобильными и немобильными гражданами пожилого возраста и инвалидами, по вопросам организации эффективного ухода на дому;
практические занятия (биомеханика тела, измерение жизненных показателей, выбор удобного положения тела больного и его перемещение, здоровое питание, выделение продуктов жизнедеятельности организма, обработка и профилактика пролежней, навыки медицинских манипуляций и др.);
психологический помощник (обучение элементам эффективного общения, методам предотвращения или коррекции депрессивных состояний, возникающих у родственников тяжелобольных людей);
обучение навыкам правильного пользования реабилитационной техникой;
По окончании обучения каждый получает пакет информационно-справочного материала по организации ухода.
анкетирование родственников маломобильных и немобильных граждан пожилого возраста и инвалидов, прошедших обучение, для выявления уровня удовлетворенности организацией обучающего процесса в «Школе ухода»;
Источник