2 сестринский уход при джвп причины клиника лечение

Сестринский процесс при дискинезии желчевыводяших путей

Сестринский процесс при дискинезии желчевыводяших путей. Дисфункции желчевыводяших путей занимают 2-е место в структуре заболеваний органов пищеварения у детей. Чаше всего данная патология сочетается с хроническим гастродуоденитом, панкреатитом, запорами.
Информация о заболевании. Дисфункции, или дискинезии, желчевыводящих путей (ДЖВП) — это расстройство тонуса и моторики желчного пузыря и/или желчных протоков с нарушением оттока желчи в двенадцатиперстную кишку. Заболевание проявляется в дошкольном возрасте, прогрессирует в раннем школьном возрасте и может приводить к развитию хронической патологии.
Причинами развития ДЖВП являются:
— Различные врожденные аномалии желчного пузыря и его протоков.
— Острые и хронические воспалительные заболевания — холангиты. холециститы, дуодениты, язвенная болезнь, гепатиты, панкреатиты, гельминтозы.
— Вегетативная дисфункция — неврозы, вегетативно-сосудистая дистопия.
При ДЖВП нарушаются процессы переваривания, всасывания и моторная функция желудочно-кишечного тракта.
Клинические варианты течения:
— Гипертоническая (гиперкинетическая) форма — тонус и двигательная активность желчного пузыря и его протоков повышена.
— Гипотоническая (гипокинетическая) форма тонус и двигательная активность желчного пузыря и его протоков снижены.
Течение заболевания характеризуется периодами обострения и ремиссии.
Большинство пациентов получает лечение в условиях поликлиники.
Принципы лечения в периоде обострения:
1. Нормализация режима дня. Для дошкольников обязательно организация дневного сна. Для школьников ночной сон должен быть не менее 9 ч. Исключение стрессовых ситуаций в семье и школе.
2. Коррекция питания. Диета № 5. Прием пиши дробный 5-6 раз и регулярный.
Из рациона исключаются: острые, соленые, маринованные, конченые, жареные продукты; крепкие бульоны, газированные напитки, кофе, какао, шоколад; тугоплавкие жиры; свинина и баранина. При гипертонической форме ДЖВП необходимо также ограничить продукты. усиливающие процессы гниения и брожения в кишечнике: цельное коровье молоко, сдобное тесто, консервы. При гипотонической форме ДЖВП рекомендуется употребление овощей, фруктов и продуктов, богатых пищевыми волокнами: курага, клубника, малина, овсяные хлопья, пшеничные отруби.
3. Лекарственная терапия.
— Спазмолитики для устранения боли: но-шпа. мебеверин. «одестон».
— Желчегонные препараты: аллохол, холензим, фламин, хофитол, холаготум, Гепабене, холосас, сорбит, сернокислая магнезия.
— Мотилиум — для повышения тонуса и моторики желчного пузыря и протоков.
— Генатопротекторы: Лиф-52, генатофальк, «Гепабене».
— Седативные препараты- валериана, пустырник, новоиассит; ноотропы и глицин в тяжелых случаях.
4. Фитотерапия. Отвары трав цветки бессмертника, кукурузные рыльца, зверобой, мята, календула, валериана.
5. Прием минеральных вод. Ессентуки № 17, Арзни — при гипотонической форме ДЖВП, Ессентуки № 4, Нарзан №7- при гипертонической форме ДЖВП.
6. Немедикаментозные методы. Физиотерапевтические процедуры: парафин, озокерит, электрофорез; ЛФК: иглорефлексотерапия; лазеротерапия.
В периоде ремиссии проводится диспансерное наблюдение гастроэнтерологом или педиатром в течение 3 лет. Ребенок должен соблюдать диету, щадящий режим дня. Проводятся плановые осмотры гастроэнтерологом (педиатром), санация хронических очагов инфекции и противорецидивное лечение (желчегонные препараты, комплекс витаминов группы В. тюбажи) 2 раза в год весной и осенью: ФТЛ и ЛФК.

Этапы сестринского процесса при ДЖВП

1 этап. Сбор информации о пациенте для диагностики заболевания.

Опрос. Характерные жалобы при гипертонической форме: на приступообразные, кратковременные, коликоподобные боли в правом подреберье с иррадиацией в спину и под лопатку, в околопупочную область у детей младшего школьного возраста.
Характерные жалобы при гипотонической форме: на тупые, длительные боли в правом подреберье или околопупочной области, которые сопровождаются чувством тяжести или распирания в правом подреберье: тошноту иногда рвоту, горечь во рту, метеоризм, запоры.
Боли могут провоцироваться:
— погрешностями в диете — злоупотребление жирной, жареной, копченой, соленой пищей, газированных напитков:
— чрезмерными физическими и психоэмоциональными нагрузками.
Объективные методы обследования:
Осмотр: бледность, синева под глазами, язык обложен беловато- желтым налетом, болезненность в правом подреберье при пальпации живота; у детей младшего школьного возраста в околопупочной области.
Результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики: общий анализ крови, общий анализ мочи, копрологическое исследование кала; УЗИ — ультрасонография; УЗИ — холецистография — определение объема желчного пузыря натощак и после желчегонного завтрака (яичный желток); ФЭГДС.

Читайте также:  Как подавать сведения в пфр по уходу за ребенком

2 этап. Выявление проблем больного ребенка.

У пациента с дисфункцией желчевыводяших путей нарушаются физиологические потребности: поддерживать общее состояние, есть, спать, отдыхать, общаться. Поэтому появляются проблемы, требующие решения.
1.Существующие проблемы, обусловленные нарушением тонуса и моторики желгевыводящих путей:
— боли в правом подреберье или околопупочной области;
— чувство тяжести или распирания в правом подреберье.
2. Существующие проблемы, обусловленные нарушениями пищеварения:
— тошнота, иногда рвота;
— горечь во рту;
— метеоризм:
— запоры.
3. Существующие проблемы, обусловленные нарушением функции вегетативной нервной системы:
— потливость;
— раздражительность;
— утомляемость;
— головные боли;
— боли в области сердца;
— похолодание конечностей.
При выявлении проблем ребенка необходимо проконсультировать у гастроэнтеролога или госпитализировать в специализированный стационар для полного обследования, установления диагноза и проведения комплексного лечения.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре.

Цель сестринского ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений.

Сестринский процесс при дискинезии желчевыводяших путей
План ухода
1. Обеспечить организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима
Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
— провести беседу с пациентом/родителями о заболевании и профилактике осложнений;
— объяснить пациенту/родителям о необходимости соблюдения постельного режима;
— контролировать наличие горшка в палате для пациента;
— предупредить пациента и/или его родителей о том, что ребенок должен мочиться в горшок. Посещение туалета временно запрещено. Прием пищи и гигиенические процедуры в постели в положении сидя
Мотивация:
Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения ЖКТ, обеспечение максимальных условий комфорта. Уменьшение боли. Удовлетворение физиологической потребности выделять продукты жизнедеятельности

2. Организация досуга
Реализация ухода:
Независимое вмешательство:
— рекомендовать родителям принести любимые книжки, игрушки
Мотивация:
Создание комфортных условий

3. Создание комфортных условий в палате
Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
— контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания;
— контролировать регулярность смены постельного белья;
— контролировать соблюдение тишины в палате
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей во сне и отдыхе

4. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий, и приеме пищи
Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
— провести беседу с пациентом и/или родителями о необходимости соблюдения личной гигиены;
— рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье;
— контролировать и оказывать помощь ребенку при проведении гигиенических мероприятий
Мотивация:
Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым

5. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением диеты
Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
— проведение беседы с пациентом и/или родителями об особенностях питания, о необходимости соблюдения диеты;
— рекомендовать родителям приносить для питья: минеральные воды
Мотивация:
Удовлетворение физиологической потребности в пище

6. Выполнять назначения врача
Реализация ухода:
Зависимые вмешательства
— раздача лекарственных препаратов индивидуально в назначенной дозе, регулярно по времени;
— объяснить пациенту и /или родителям о необходимости приема лекарственных препаратов;
— провести беседу о возможных побочных эффектах лекарственных препаратов;
— провести беседу с пациентом и/или родителями о необходимости проведения назначенных лабораторных исследований;
— научить маму/пациента правилам сбора мочи, кала; обеспечить посудой для сбора мочи и кала; контролировать сбор мочи и кала;
— перед каждым инструментальным исследованием провести психологическую подготовку ребенка/родителей объяснить цели и ход проведения исследования, научить ребенка правилам поведения, сопроводить на исследование.
Мотивация:
Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов, Диагностика заболевания.
Оценка работы печени, желчного пузыря, протоков, ЖКТ. Контроль эффективности проводимого лечения. Психологическая поддержка. Диагностика заболевания.

Читайте также:  Уход за флоридским раком

7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение
Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
— контроль аппетита, сна;
— выявление жалоб;
— измерение температуры тела утром и вечером;
— контроль физиологических отправлений;
— при ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода.

При правильной организации сестринского ухода выздоровление ребенка наступает в установленные сроки, пациент выписывается в удовлетворительном состоянии под наблюдение гастроэнтеролога/участкового педиатра в детской поликлинике. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима дня и диеты, которые должен соблюдать ребенок после выписки из стационара, о необходимости диспансерного учета и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Источник

Сестринский процесс при ДЖВП

Профилактика.

· Соблюдать режим питания, не переедать.

· Не злоупотреблять жирной и острой пищей.

· Избегать физических перенапряжений, стрессовых ситуаций.

· Соблюдать противоэпидемические мероприятия при угрозе возникновения кишечных инфекций.

· Своевременно санировать очаги хронической инфекции.

· Вести активный образ жизни.

Диспансерное наблюдение осуществляется участковым педиатром и гастроэнтерологом.

После выписки из стационара в течение первого полугодия педиатр осматривает ребенка ежемесячно, затем в течение 2-3 лет – ежеквартально, в дальнейшем 2 раза в год. Ребенка осматривают отоларинголог и стоматолог 2 раза в год, проводится своевременная санация очагов хронической инфекции. Кал на копрограмму, яйца глистов проводятся перед каждым осмотром врача, другие обследования – по показаниям. Весной и осенью проводится противорецидивное лечение в течение 1-2 недель (фитотерапия, витамины, седативные препараты, минеральные воды, физиотерапия). Занятия физкультурой в специальной группе или ЛФК.

Возможные проблемы пациента:

  • Нарушение питания.
  • Болевой синдром, связанный с усиленной перистальтикой и спазмами желчного пузыря и протоков.
  • Нарушение сна из-за болей.
  • Снижение аппетита.
  • Диспепсические расстройства.
  • Беспокойство, чувство тревоги, связанные с заболеванием и недостаточной информацией, с незнакомой окружающей обстановкой при госпитализации.
  • Страх перед манипуляциями.
  • Снижение познавательной активности.
  • Разлука с родителями, со сверстниками при госпитализации.

Возможные проблемы родителей:

· Дефицит знаний о заболевании.

· Неадекватная оценка состояния ребенка.

· Необходимость длительного соблюдения режима диетического питания ребенка.

· Изменение стереотипа и традиций питания в семье.

1. Информировать родителей и ребенка (если позволяет возраст) о причинах и факторах риска развития заболевания, клинических проявлениях, принципах лечения и возможных осложнениях.

2. Убедить родителей и ребенка (если позволяет возраст) в необходимости госпитализации в гастроэнтерологическое отделение стационара для проведения полного обследования и комплексного лечения.

3. Своевременно удовлетворять потребности больного ребенка. Создать в палате атмосферу психологического комфорта и поддерживать у ребенка положительные эмоции во время его пребывания в стационаре, познакомить его со сверстниками, имеющими положительный опыт лечения.

4. Вовлекать ребенка в планирование и реализацию сестринского ухода, поощрять его к самоуходу при проведении личной гигиены.

5. Заранее готовить ребенка к лабораторным и инструментальным методам обследования с помощью терапевтической игры, объяснять последовательность выполнения, терпеливо объяснять при этом непонятные слова и термины.

6. Осуществлять мониторинг состояния и жизненно важных функций (ЧДД, ЧСС, АД, длительность болевого синдрома, характер физиологических отправлений и т.д.).

Читайте также:  Считается ли доходом пособие по уходу за пожилым человеком

7. Соблюдать тишину и охранительный режим, когда ребенок испытывает сильную боль, правильно проводить оценку боли.

8. Научить родителей в домашних условиях оказывать помощь при болевом синдроме, используя психологические приемы и медикаментозные способы.

9. Своевременно оценивать эффективность проводимой терапии, сообщать врачу о нежелательных эффектах.

10. Обеспечить ребенка лечебным питанием, ознакомить ребенка и родителей с особенностями диеты № 5. Обучить родителей приготовлению диетических блюд в домашних условиях и правилам подбора продуктов. Научить ребенка есть неторопливо, тщательно пережевывая пищу, следить за тем, чтобы он не переедал.

11. Научить родителей правильному подбору трав для фитотерапии и приготовлению отваров.

12. Посоветовать родителям в домашних условиях продолжить курс лечения минеральными водами.

13. Порекомендовать родителям 1 раз в 7-10 дней проводить ребенку «слепые зондирования» (тюбажи по Демьянову) и обучить их технике проведения манипуляции.

14. Порекомендовать родителям при обострении заболевания обеспечить ребенку рациональный режим дня с пролонгированным сном, при бодрствовании – разнообразить досуг спокойными настольными играми, чтением интересных книг, прослушиванием музыки и другими любимыми занятиями.

15. Включить в режим дня занятия ЛФК, объяснить им, что исходные положения на левом боку и четвереньках облегчают отток желчи в 12-перстную кишку, а сочетание дыхательных упражнений с упражнениями для мышц брюшного пресса обеспечивают хороший дренаж желчевыводящих путей.

16. Обучить родителей правильно оценивать состояние ребенка, вносить изменения в план ухода в зависимости от его физического и психического состояния, заботиться о поддержании положительного эмоционального тонуса.

17. Посоветовать родителям изменить негативные семейные традиции в отношении питания (не переедать, отказаться от жирной, солёной, острой пищи), соблюдать основные принципы лечебного питания.

18. Вовлекать всех членов семьи в поддержание здорового образа жизни, обеспечить ребенку рациональный режим дня, адекватную физическую активность.

19. Убедить родителей продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром и гастроэнтерологом после выписки из стационара с целью контроля состояния, своевременного назначения и проведения противорецидивного лечения.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение хронического гастрита.

2. Какова этиология и факторы риска возникновения хронического гастрита?

3. Каков механизм патологического процесса при хроническом гастрите, гастродуодените?

4. Какие основные клинические проявления хронического гастрита?

5. Какие основные клинические проявления хронического гастродуоденита?

6. Какие основные методы диагностики хронических заболеваний желудка и 12-перстной кишки?

7. Какие принципы лечения хронического гастрита и гастродуоденита?

8. Какое диспансерное наблюдение проводится за детьми с хроническим гастритом, гастродуоденитом?

9. Какая профилактика хронического гастрита, гастродуоденита?

10. Дайте определение ДЖВП.

11. каковы причины и факторы риска возникновения ДЖВП?

12. Какие Вы знаете клинические формы ДЖВП?

13. Какие существуют различия в клинических проявлениях этих форм?

14. Какие существуют различия в лечении клинических форм ДЖВП?

15. Какие диетические рекомендации Вы дадите пациентам с хроническим гастродуоденитом и ДЖВП?

Гельминтозы –глистные заболевания, вызываемые паразитическими червями (гельминтами), которые могут паразитировать в различных отделах кишечника, мышцах, печени, легких, головном мозге. Всего зарегистрировано более 250 видов гельминтов, которые могут паразитировать в организме человека (на территории России обнаружено более 70 видов). В распространении гельминтозов основную роль играют низкая санитарно-бытовая культура, санитарное состояние местности и социально-экономические условия.

Выделяют три основных класса гельминтов:

У детей чаще встречаются заболевания, вызываемые круглыми червями – аскаридоз и энтеробиоз.

Аскаридоз –заболевание, вызываемое аскаридами. По данным ВОЗ в мире аскаридозом болеет более 1.000.000 человек. Чаще заболевание регистрируется среди детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Источник

Оцените статью
Сидераты